ирина мисюрина
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 59»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
г. Каменск-Ур
2021
Пояснительная записка
В настоящее время увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку, обучение детей с ОВЗ (речевыми нарушениями) в силу определенных причин затруднено, работа с такими детьми строится на индивидуальной основе, что повышает качество работы педагогов и специалистов, а так же, способствует улучшению социализации обозначенной категории воспитанников. Индивидуализация образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.
Для коррекционной работы с ребенком, с нарушениями речи, создаются специальные условия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья: разрабатываются индивидуальные программы сопровождения.
Индивидуальные программы сопровождения — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Его цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.
В разработке Индивидуальные программы сопровождения в нашем дошкольном учреждении принимают участие следующие специалисты: педагоги группы, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ; учитель-логопед; педагог-психолог; инструктор по физическому воспитанию; музыкальный руководитель.
Занятия логопеда с ребенком проводятся индивидуально 2 раза в неделю и 1 раз в неделю - фронтальное занятие в группе.
Общие сведения о ребенке:
Ф. И. О. ребенка: Никита М
Число, месяц, год рождения:
Заключение ПМПК г. Каменска – Уральского 17.06.2021года – Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья:
• Образовательная программа : Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
• Уровень образования: дошкольный
• Специальные методы обучения: в соответствии с программой
• Специальные учебные пособия: в соответствии с программой
• Организация пространства: в соответствии с ФГОС
• Тьюторское сопровождение обучающихся : осуществление общего тьютерского сопровождения реализации АООП
Направления коррекционной работы:
• Учитель – логопед : коррекция и развитие всех компонентов речи
Кто обратился: (запрос воспитателей, специалистов, родителей, заключение ПМПК и т. д.)
Цель обращения: проблемы в речевом развитии
Характеристика речи.
Семья полная, один ребенок. Мама и бабушка – медицинские работники. Беременность протекала с небольшими отклонениями – многоводье. Роды – кесарево. Все этапы становления речи (гуление, лепет, первые слова, фраза) – проходили без задержек. Родители обратили на речь ребенка в 3 года, тк слова произносятся нечетко.
Темп речи у ребенка замедленный, голос приглушенный. Мальчик усидчив, внимателен и старателен. Наблюдается слабая воздушная струя. Ребенок не может в полном объеме выполнить некоторые мимические упражнения, движения мышц лба, щек ограничены. Наблюдантся поиск артикуляции, невозможность принять некоторые артикуляционные уклады, движения губ ограничены.
Звукопроизношение – полиморфное нарушение звукопроизношения;
Слоговая структура – отмечаются сокращение стечений согласных (стул – тул, уподобление слогов (татамат – автомат).
Ребенок любит играть с настольные игры, мозаику, но проявляются нарушения в переключении с одной позы на другую, пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются затруднения.
Фонематическое восприятие – затрудняется в различении фонем на слух.
Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет все инструкции взрослого.
Словарный запас - незначительно ограничен.
Грамматический строй речи - в речи наблюдаются отдельные аграмматизмы.
Связная речь: Затрудняется в составлении рассказов-описаний. В диалоге ребенок проявляет активность. При самостоятельном рассказывании по картине (серии картин) ограничивается перечислением объектов. На вопросы отвечает простым предложением.
Программа разработана на основе: «Программы
коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи»
Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
.Учитель-логопед : Мисюрина Ирина Анатольевна.
Цель программы :
Устранение нарушений всех компонентов речи посредством коррекционно-
развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие
лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие мимики и эмоций.
4. Развитие артикуляционной моторики.
5. Формирование речевого дыхания.
6. Развитие интонационной стороны.
7. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и
синтеза.
8. Формирование правильного произношения звуков.
9. Формирование слоговой структуры слова
10. Формирование лексико-грамматических средств языка: развитие словаря, развитие грамматического строя речи
11. Развитие связной речи.
Форма логопедического воздействия – индивидуальная.
Методы логопедического воздействия :
• Словесные;
• Наглядные;
• Практические.
Направления реализации программы
• Логопедическая диагностика.
• Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию
письменной речи ребёнка.
Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
• Индивидуальные консультации.
• Открытые индивидуальные логопедические занятия.
• Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Программа рассчитана на индивидуальные занятия с ребёнком.
Занятия проводить индивидуально 2 раза в неделю (длительность 15минут) и 1 раз в неделю – групповое занятие.
Содержание логопедической деятельности :
1. Развитие понимания речи
• Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращённую речь;
• Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков;
• Формировать понимание обобщающего значения слов;
• Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью
2. Развитие общей и мелкой моторики:
• Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
• Развивать зрительно-моторную координацию
• Развивать графические навыки.
3. Развитие мимики и эмоций:
• Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление,
печаль, обида.
4. Развитие артикуляционной моторики
• Учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и
удерживать их.
• Вырабатывать точные плавные, координированные движения органов
артикуляции, учить переключаться с одной позы на другую, с одного
движения на другое.
5. Формирование речевого дыхания:
• Формирование целенаправленной воздушной струи.
6. Развитие интонационной стороны:
• Учить воспринимать и воспроизводить ритмы.
• Формировать интонационную выразительность в экспрессивной речи:
развивать силу, высоту голоса.
7. Развитие фонематического восприятия.
• Учить узнавать и воспроизводить гласные и согласные звуки громко-
тихо, близко - далеко, со сменой артикуляционных укладов.
8. Формирование правильного произношения звуков:
• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
• Артикуляционные упражнения для губ;
• Артикуляционные упражнения для языка;
• Постановка и автоматизация звуков;
9. Формирование слоговой структуры слова :
• Произнесение 3,4 сложных слов с закрытыми и открытыми слогами
• Произнесение слов со стечением согласных.
10. Формирование лексико-грамматических средств языка:
- Развитие словаря: уточнять, активизировать, обогащать словарь по
лексическим темам, уточнять значение обобщающих понятий, развивать
синонимию, антонимию, работать над многозначными словами.
• Развитие грамматического строя речи:
- Формировать словообразования
• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами -ик, -ин;
• Понимать и использовать в речи некоторые наиболее часто
употребляемые глаголы.
- Формирование словоизменения:
• Изменять существительные по числам
• Изменять существительные в Д., Р., Т. падежах
• Употреблять в речи простые предлоги на, под, в
• Согласовать притяжательные местоимения мужского и среднего рода с
существительными
• Формировать первоначальные навыки согласования прилагательных с
существительными
• Формировать первоначальные навыки согласования личных
местоимений с глаголами.
11. Развитие самостоятельной фразовой речи
• Закреплять у детей навыки составления простых предложений по
модели: "Кто? Что делает? Что?"
• Учить ребенка запоминать стишки и потешки.
• Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять
его содержание, адекватно ответить на вопрос, переадресовать его
товарищу.
• Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
• Учить составлять первые простые рассказы из двух-трёх предложений
(по вопросному плану).
• Расширять объём предложений за счёт введения однородных
подлежащих, сказуемых, дополнений.
• Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов, состоящих из 2 – 3 предложений.
простых предложений
• Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами
предложение, начатое логопедом.
• Лексические темы: "Помещение детского сада", "Одежда", "Обувь",
"Посуда", "Фрукты", "Овощи", "Игрушки", "Времена года", "Животные и
птицы", "Транспорт", "Профессии" и. др.
Рекомендуемые игры и игровые упражнения
Игры на развитие мелкой и крупной моторики: «Кольцо», «Коза», «Зайчик», «Волчки», «Мозаика», «Шнуровка», «Собери Бусы», «Выкладывание из палочек».
Формирование правильного речевого дыхания: упражнения
Упражнения:«Сдуй перышко», «Мыльные пузыри», «Вертушки», «Дудочка».
Игры: «Водолаз», Мыльные пузыри», «У машины накачаем шины», «задуй мяч в ворота»
Развитие звукопроизношения
Упражнения: «Сказка о Весёлом Язычке», «Заборчик», «Блинчик», «Чашечка», «Парус», «Лошадка», «Качели», «Футбол», «Индюк», «Чистим зубки», «Вкусная артикуляционная гимнастика».
Постановка звуков: ш, ж, ц, ч, щ, л, р
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в связной речи.
Формирование фонематического слуха и восприятия, развитие темпа, интонации.
«Послушай-повтори», «Звуковая дорожка», «Повтори звуки», «Эхо», «Найди звук», «Подарок Звуковичку», «Тим и Том», «Громко-тихо», «Добавь слог», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик», «Тим и Том», «Ходилочки», «Уточка – удочка».
Упражнения на развитие слоговой структуры слова :
«Короткие и длинные слова», «Выделение интонацией и стлой голоса слога», «Воспроизведи слоговую цепочку», «Проговаривание 1-2-3 сложных слов», «Повтори ритмический рисунок»
Игры на развитие лексика - грамматического строя речи:
«Назови ласково», «Сосчитай», «Четвёртый лишний», «Магазин», «Чего много в корзине?», «Что с чем рядом?», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», «Один-много», «Какой лист, какая ветка?», «Что приготовим?», «Кто, чем питается?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра «Как улетают птицы?», «Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «Чудесный мешочек», «1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки».
Развитие произносительной стороны речи.
Ожидаемые результаты.
В итоге логопедической работы ребё нок должен научиться:
-соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;
-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
-понимать простые грамматические категории;
-фонетически правильно оформлять согласные звуки (ш,ж, ц,ч,
-воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных
слов из сохранных и усвоенных звуков;
-правильно употреблять в речи отдельные падежные окончания слов,
используемых в рамках предложенных конструкций;
-общаться, используя в самостоятельной речи предложения.
В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребёнка
расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность.