Олеся Безызвестных
Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 10)
ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ
И РОДИТЕЛЕЙ И ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ
Воспитание ребёнка не ограничивается рамками образовательной организации. Важнейшую роль в том, как развивается ребёнок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. Эта работа будет эффективной, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребёнка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, проведении гигиенических и оздоровительных процедур. Следовательно, родители и педагоги должны стать партнёрами-единомышленниками.
Публикация «Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 10)» размещена в разделах
Чтобы достичь этой цели, сотрудники детской организации должны создать необходимые условия. Прежде всего, детская образовательная организация должна быть полностью открыта для семьи. Родители должны быть осведомлены о предоставляемых в детской организации образовательных услугах, об условиях пребывания ребёнка и о реализуемых в ДОО программах воспитания. В свою очередь, сотрудники детской организации должны иметь представление о запросах родителей, об условиях жизни ребёнка в семье, о его индивидуальных особенностях.
Главная цель совместной работы педагогов и родителей — обеспечение преемственности между воспитанием ребёнка в детской организации и в семье. Для привлечения семьи к сотрудничеству и установления партнёрских отношений с родителями необходимо налаживание доверительных отношений между педагогами и члена- ми семьи, организация обратной связи между ними.
Во взаимоотношениях с семьёй педагоги могут столкнуться с разнообразными трудностями, вызванными разными подходами родителей к воспитанию детей.
Таким образом, причины возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и семьи разнообразны, но в их основе чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомлённость родителей о закономерностях развития ребёнка. Поэтому важно выявить различия во взглядах на воспитание детей педагогов и семьи, познакомить родителей с особенностями развития ребёнка и достигнуть взаимопонимания.
Для установления взаимопонимания между педагогами и родителями, обеспечения преемственности в воспитании в семье и детской организации прежде всего необходимо выявить родительские запросы.
ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ
Для выявления родительских запросов можно подготовить анкету, позволяющую узнать:
• какие образовательные услуги хотят получить родители в детской организации (например, занятия по хореографии, физкультуре или музыке, обучение плаванию и т. п. ; коррекция общего, двигательного, речевого развития и др.);
• в какой форме пребывания ребёнка в организации заинтересованы родители (полный — неполный день; полная — неполная неделя; пятидневка и пр.);
• что родители хотят узнать о здоровье и развитии детей, в какой форме (лекции, популярные издания, фильмы, тренинги и др.);
• какие формы взаимодействия с детской организацией устраивают родителей (посещение родительских собраний, лекций, родительского клуба; помощь в приобретении или изготовлении оборудования и материалов; помощь педагогам — в работе в группе, на прогулке, на экскурсии, при посещении театра и т. п.).
Сведения, полученные с помощью такой анкеты, позволяют определять перспективные направления в работе организации и находить возможности для их реализации в будущем. Они помогут также адекватно строить работу с родителями. Такие анкеты можно раздавать родителям не только на этапе поступления ребёнка в организацию, но и в течение года, по мере появления возможностей для раз- вития организации.
Вместе с тем эти сведения помогут выявить и круг родителей, у которых запросы не сформированы. В таком случае на первый план выдвигается просветительская задача: информирование родителей о необходимых условиях для полноценного развития ребёнка, о наличии тех или иных условий в данной организации, о возможности налаживания работы организации в том или ином направлении.
С этой целью в детской организации должны быть разработаны формы работы по информированию родителей.
Знакомство с семьёй
Сотрудничество ДОО и семьи начинается со знакомства. На этом этапе очень важно расположить родителей к партнёрству, взаимному доверию, продемонстрировать своё желание максимально по- мочь семье в воспитании ребёнка.
Родителей следует познакомить с детским садом, показать групповое помещение, игрушки, спальню, участок, рассказать, как будут организованы игры и занятия, режим дня. В свою очередь, воспитатель должен получить информацию о ребё нке и его семье: узнать имя, фамилию, возраст, адрес, состав семьи; сведения об индивидуальных особенностях малыша, предпочтения в еде, продолжительность дневного сна и т. п. Следует также выяснить, какое участие могут принять родители в жизни детской организации, чем помочь педагогам.
Для получения информации о ребёнке и семье используют анкеты, беседы, посещение семьи. Анкеты более всего подходят для получения формальных сведений о ребёнке.
Сведения об индивидуальных особенностях малыша удобнее извлечь из беседы с родителями и из наблюдений при посещении семьи. Посещение семьи позволяет педагогу лучше узнать семью, её интересы, стили общения. Семья также получает возможность увидеть, как воспитатель взаимодействует с ребёнком.
При знакомстве педагог должен убедить родителей в необходимости совместного проведения адаптации ребёнка к ДОО, предупредить, чтобы кто-то из них нашёл возможность для посещения группы вместе с ребёнком в течение времени, которое понадобится малышу для привыкания, выяснить, чем они могут помочь воспитателю в организации работы.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Для того чтобы обеспечить преемственность воспитания ребёнка в семье и в ДОО, необходимо налаживать между ними обратную связь.
Воспитатель должен быть осведомлён о том, что происходит с ребёнком в семье. Обо всём этом можно узнать из утренней беседы с родителями при приёме ребёнка или в вечернее время, когда ребёнка забирают домой. Возможны и письменные сообщения родителей воспитателю.
Родители также должны как можно больше знать обо всём, что происходило с ребёнком в течение дня в группе. Для этого в помещении для приёма детей оборудуется стенд «Информация для родителей».
На стенде должен быть «уголок» для каждого ребёнка с его фотографией. Здесь воспитатели могут поместить информацию о дне рождения малыша, его росте, весе; сообщить родителям о самочувствии ребёнка, его переживаниях в течение дня, хорошем поступке, личных достижениях, поместить забавное высказывание, вопрос, придуманную им рифму, стишок и т. п. Приватную информацию о ребёнке следует сообщать в беседе, когда ребёнка забирают домой, или в записке, которую педагог пере даёт по смене через другого воспитателя либо прикрепляет на стенде в конверте.
Родители также должны иметь возможность письменного обращения с вопросами или пожеланиями к педагогам, заведующей, психологу.
Беседа с родителями
Ежедневная беседа воспитателя с родителями — обязательный и важнейший элемент взаимодействия с семьёй. Беседа проводится при встрече ребёнка утром и вечером, когда ребёнка забирают домой.
Родители должны быть уверены, что педагоги делают всё необходимое для эмоционального благополучия и успешного развития ребёнка. Поэтому воспитатель всегда должен проявлять внимание и чуткость к проблемам родителей, отвечать на все их вопросы, сам активно интересоваться событиями и обстоятельствами жизни ребёнка в семье.
Рассказывая о малыше, следует делать акцент на позитивных аспектах его развития и поведения, тем самым формируя и поддерживая у родителей положительный образ ребёнка. Если необходимо обсудить негативные моменты, педагог должен быть готов дать продуктивный квалифицированный совет, наметить пути совместного с семьёй преодоления возникших трудностей, при необходимости порекомендовать консультации у специалистов — психологов, медиков, юристов и др.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Сталкиваясь с трудностями в воспитании ребёнка или с чем-то непонятным в его поведении, родители могут обратиться за консультацией к педагогу или психологу. Для консультаций необходимо выделить специальное время (например, раз в неделю, о чём родители оповещаются объявлением, или назначается индивидуальная консультация в удобное время для родителей и консультанта.
Одна из форм совместной работы детского учреждения с семьями — родительское собрание. На родительских собраниях решаются организационные вопросы, обсуждаются актуальные проблемы группы и темы, касающиеся развития и воспитания детей.
На собрании, которое проводится в начале года, педагоги рассказывают об особенностях работы детского учреждения и реализуемой программы воспитания; выявляются пожелания, интересы и степень участия в работе группы родителей, на этой основе разрабатывается план мероприятий на год; избирается родительский комитет; составляется график ежемесячных собраний.
На ежемесячных собраниях рассматриваются и решаются текущие вопросы, а также освещаются проблемы, посвящённые развитию и воспитанию детей. Чтобы собрания были интересны и полезны для родителей, темы следует обсудить заранее, в начале года. В беседе или с помощью анкет воспитатель может выявить круг проблем и вопросов, наиболее волнующих родителей, а также сам предложить темы, которые, с его точки зрения, необходимо раскрыть.
По определённой теме может выступать воспитатель, психолог, врач, кто-то из специалистов детской организации или приглашённый специалист. После выступления следуют вопросы и обсуждение.
Обычно для родителей представляют интерес следующие темы:
• Роль раннего возраста в дальнейшем развитии ребёнка.
• Рост и развитие детей.
• Болезни раннего возраста и их профилактика.
• Питание маленьких детей.
• Как приучать к горшку.
• Как и чему учить ребёнка в раннем возрасте.
• Развивающие игры и игрушки.
• Как развивается общение детей друг с другом.
• Детские капризы.
• «Трудный ребёнок».
• Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребёнка.
• Защита прав и достоинства ребёнка.
На родительских собраниях можно обучать родителей практическим навыкам: изготовлению игр, игрушек и методических пособий, организации игр с детьми и др.
На собрании в конце года подводятся итоги работы группы и детской организации в целом, обсуждается стратегия дальнейшей работы, разрабатываются перспективные планы и план работы на следующий год. Так, какие-то мероприятия и нововведения признаются успешными и продуктивными, их решают продолжить в следующем году; какие-то признаются неэффективными, от них решают отказаться. Какие-то идеи могут быть предложены педагогами или родителями впервые, тогда обсуждаются возможности их реализации в ближайшем или отдалённом будущем.
На собрании избирается родительский комитет. Родительский комитет оказывает помощь администрации и педагогам детской организации в планировании и реализации мероприятий, участвует в решении различных организационных вопросов.
ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНИ ДОО
Для налаживания положительных взаимоотношений и сотрудничества педагогов и семьи в детской организации желательно проводить совместные праздники, семейные вечера, встречи по интересам. В неформальной обстановке легче познакомиться, наладить контакты, поделиться опытом.
При организации праздников не следует ограничиваться традиционной формой, когда дети выступают под руководством воспитателя и музыкального руководителя, а родители присутствуют в качестве зрителей.
На семейных вечерах педагоги и родители вместе со своими детьми, а также другими членами семьи могут выступать с концертными номерами, рассказывать интересные истории из семейной жизни, организовывать весёлые игры и аттракционы, делиться опытом в изготовлении игрушек и пособий для игр, соревноваться в приготовлении блюд и т. п.
Такие организационные формы, как родительские клубы и кружки, более всего подходят для просвещения, повышения культурного уровня, обучения приёмам практической работы с детьми, играм, изготовлению игрушек и пособий. Важно с самого начала на основе выявленных родительских интересов пробудить у них желание посещать эти мероприятия.
Заседания родительского клуба планируются совместно педагогами и родителями. Так родители знакомятся ближе с педагогами и между собой, начинают чувствовать себя членами общего коллектива, постепенно вовлекаются в сотрудничество.
Подготовленные таким образом родители могут быть полноценными помощниками и партнёрами педагогов в повседневной жизни детей в детском саду и при проведении различных мероприятий.
Одной из наиболее эффективных форм совместной работы сотрудников детской организации и членов семьи являются тренинги. Их работа направлена на выявление разногласий в ценностных ориентациях и подходах к воспитанию детей, на достижение взаимопонимания и сотрудничества
Полученные знания помогут родителям лучше осознать причины трудностей, возникающих при взаимодействии с ребёнком, выбрать наиболее подходящую стратегию поведения.
Чаще всего родители сталкиваются с такими трудностями, как адаптация ребёнка к ДОО, организация детской деятельности, налаживание общения ребёнка со сверстниками, детские конфликты. На родительском собрании можно обсудить и выбрать темы для тренингов, например, таких:
• Ценности воспитания детей раннего возраста.
• Адаптация ребёнка к детской организации.
• Трудности режимных моментов.
• Детские конфликты.
• Похвала и порицания.
План работы с родителями группы раннего возраста на 2019-2020 учебный год
Название мероприятия Форма проведения
Сентябрь
Примерный режим дня
Сетка НОД Оформление родительского уголка
Папка-передвижка «Золотая осень» Консультация в родительском уголке.
«Осень золотая!» Оформление родительского уголка
Папка-передвижка «Что воспитывает детский сад» Консультация в родительском уголке.
«Роль семьи в развитии ребёнка. Ошибки, которые совершать нельзя» Консультация в родительском уголке.
«Знаете ли вы своего ребёнка» Анкетирование
Октябрь
«Почему ребенок кусается» Консультация в родительском уголке.
Папка-передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду» Консультация в родительском уголке.
«Особенности адаптационного периода детей второй группы раннего возраста» Родительское собрание
Ноябрь
«Как одевать ребенка в холодное время года» Консультация в родительском уголке.
«Мамин день» Консультация в родительском уголке.
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.
Декабрь
«Зимушка-зима» Оформление родительского уголка
«Чем занять ребенка дома в праздничные дни» Консультация в родительском уголке.
«Украсим группу к празднику» Конкурс
«Здравствуй, Новый год!» Праздник
«Новый год без пожара» Памятка
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.
Январь
«Этикет для малышей» Консультация в родительском уголке.
«Ребёнок и книга. Как превратить чтение в удовольствие» Консультация в родительском уголке.
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.
Февраль
«Отец как воспитатель» Консультация в родительском уголке.
«Наши защитники» Консультация в родительском уголке.
«Безопасность на дороге» Консультация в родительском уголке.
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.
Март
Папка-передвижка
«С днём 8 марта» Консультация в родительском уголке.
«Весна» Оформление родительского уголка
«Одеваемся по сезону» Консультация в родительском уголке.
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.
Апрель
«Космос» Консультация в родительском уголке.
«Игры детей весной» Консультация в родительском уголке.
«Как уберечь ребенка от травм» (профилактика детского травматизма и ДТП) Консультация в родительском уголке.
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.
«Как Вы оцениваете работу сотрудников детского сада?» Анкетирование
«Подведение итогов учебного года» Родительское собрание
Май
«День Победы!»
«Развитие навыков самообслуживания»
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развитие детей. Индивидуальные беседы с родителями.