Татьяна Бородина
Индивидуальная логопедическая программа
Индивидуальная программа на ААО
Слуховое восприятие Дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Отстучать ритмический рисунок с первого и со второго раза не может. Формирование умения отстукивать ритмический рисунок слова. Упр. «Волшебный молоточек».
Зрительное восприятие Допускает ошибки при определении предмета нужного цвета (голубой - фиолетовый) и геометрической формы (многоугольник, цилиндр, шар, куб). Развитие цветоразличения и цветовосприятия.
Формирование знаний о геометрических плоскостных и объемных геометрических формах. Упр. «Найди пару», «Покажи».
Публикация «Индивидуальная логопедическая программа» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Зрительно-пространственный гнозис и праксис Ошибается при ориентировке в пространстве (слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева внизу, справа внизу) и в схеме собственного тела (показать правой рукой левый глаз). Не может самостоятельно сложить картинку и выложить фигуру из палочек. Формирование умения ориентироваться в групповом помещении, на участке детского сада и в схеме собственного тела. Упр. «Помоги ученику», «Аист», «Водичка, водичка», «Рыбки», «На лугу», «Загадочные палочки».
Состояние ручной моторики Выполняет движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные. Темп замедлен. Переключаемость замедленная (кулак-ребро-ладонь не выполняет). Навык работы с карандашом недостаточно сформирован. Ведущая рука правая. Развитие подражательной способности рук, умения напрягать и расслаблять мышцы, умение сохранять положение пальцев некоторое время, переключаться с одного движения на другое.
Развитие точной координации движений, умения сгибать и разгибать пальцы рук. Упр. «Птичка пьет водичку», «Цветок», «Кошечка».
Состояние мимической мускулатуры Не выполняет движения в полном объеме. Сглаженность носогубных складок отсутствует. Развитие мимической мускулатуры. Мимическая гимнастика.
Упр. «Мы закроем наши глазки», «По дороге шла коала», «Мы увидели пион».
Состояние артикуляционной моторики Не выполняет движения в полном объеме. При переключении наблюдается замедление темпа. Артикуляционные движения не всегда точные. Темп замедлен. Длительно удержать язык в нужном положении не может. Гиперкинезов и слюнотечения нет. Развитие артикуляционной моторики.
Активизировать движение речевого аппарата, готовить его к формированию всех звуков. Артикуляционная гимнастика, массаж, самомассаж.
Пассивный словарь Объем пассивного словаря существительных ниже возрастной нормы (овощи – фрукты, одежда – обувь, домашние – дикие животные). Формирование пассивного словаря существительных. Н. В. Нищева.
Понимание различных форм словоизменения Ребенок понимает не все формы словоизменения:
- Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (над, из-за, из-под); Обеспечить усвоение различных форм словоизменения. Н. В. Нищева.
Понимание отдельных предложений и связной речи Понимает содержание предложений и сказки «Теремок». Допускает несущественные неточности. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать его содержание. Работа с короткими текстами.
Активный словарь - Номинативный (обобщающие понятия (ягоды, части тела и предметов (ладонь, затылок, висок, манжета, петля для пуговицы).
- Антонимы (друг – враг, горе – радость, легкий – короткий, давать – брать, длинный – короткий).
- Предикативный (кукует, ржет, блеет, учит, красит).
- Атрибутивный (форма (овальный, прямоугольный) словарь ниже возрастной нормы. Обогатить экспрессивную речь существительными, прилагательными и глаголами. Н. В. Нищева.
Грамматический строй речи
Ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.
- Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (пни);
- Употребление имен существительных в родительном падеже (книг, ведер);
- Употребление предложно-падежных конструкций (в, за);
- Употребление числительных 2 и 5 с существительными;
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (избушка, крылечко, креслице);
- Образование названий детенышей животных (барсучонок);
- Образование относительных прилагательных (снежная, металлическая, меховая);
- Образование притяжательных прилагательных (кошачий, лисий, медвежий, петушиный);
- Образование приставочных глаголов (выходит, отходит, подходит, входит). Формирование умения использовать в активной речи различные формы словоизменения и слообразования. Н. В. Нищева.
Состояние связной речи Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Серию картинок разложил неверно.
При составлении рассказа сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Формирование навыка ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них.
Формирование умения составлять описательный рассказ и загадки-описания по плану.
Формирование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
Формировать навык составления рассказов по серии картин и по картине. Н. В. Нищева.
Звукослоговая структура слова Допускает нестойкие ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях. Продолжить работу над трехсложными словами и введением их в предложения. Упр. «Сложные слова», «Какое слово получится», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Узнай предмет».
Звукопроизношение Л, Ль Отсутствуеют Сформировать правильные уклады шипящих и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Упр. «Чуткое ухо», «Разложи картинки», «Самолет летит», «Заведи мотор».
Р, Рь Отсутствуют
Ш С-Ш не дифференцирует
Дыхание и голос Тип физиологического дыхания – смешанный. Объем дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха – 4 слова. Сила голоса и модуляция достаточная. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Формировать навык мягкого голосоведения.
Развивать модуляцию голоса. Дыхательные и голосовые упражнения.
Динамическая сторона речи Темп замедленный. Отмечены элементы дисритмии. Интонационная и эмоциональная окраска отсутствует. Воспитывать умеренный темп речи.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность.
По подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Фонематическое воспроизведение Ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов. Упр. «Волшебный молоточек».
Фонематический анализ и синтез Ребенок не выделяет конечный согласный звук в слове и ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах. Сформировать навык выделения звука из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Сформировать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из 5- 6 звуков. Упр. «Угадай, где звук», «Какое слово получится», «Закончи схемы к словам».