Денисенко Сергей Владимирович
Индивидуализированные занятия игровой деятельностью с часто болеющими детьми дошкольного возраста
Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10 - 14 дней одно ОРЗ). Детей, подверженных частым острым респираторным заболеваниям (ОРЗ, принято называть часто болеющими (ЧБД).
Таким образом, ЧБД – это термин, обозначающий группу детей, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями.
Публикация «Индивидуализированные занятия игровой деятельностью с часто болеющими детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
У часто болеющего ребенка формируется “порочный круг” : на фоне ослабленного иммунитета ребенок заболевает ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет. В результате повышенной чувствительности организма к различным инфекционным агентам и снижения защитных механизмов велика вероятность развития хронических, вялотекущих инфекционных и неинфекционных заболеваний. Наличие хронических инфекций может привести к отставанию в физическом развитии, аллергизации.
Как показывает статистика, почти 90 % всех заболеваний в возрасте 3-6 лет составляют именно инфекции респираторной и дыхательной системы. Респираторные заболевания, особенно нижних дыхательных путей, в раннем детстве должны привлекать самое пристальное внимание со стороны родителей, воспитателей и педагогов ДОУ.
В последнее время в структуре многих детских учреждений главной задачей является оздоровление детей, для этого в режиме дня проводятся оздоровительные мероприятия: закаливание детей, индивидуальные занятия для профилактики часто болеющих детей.
Главная цель профилактической программы – научить детей правильно дышать. Для детей характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользоваться грудным, диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с движениями. Чем
раньше ребенок научится правильно дышать, тем выше эффект физических упражнений комплекса. Поэтому в содержание программы мы включили большое количество дыхательных упражнений. Данная коррекционная программа разработана для индивидуальной работы с детьми и основана на применении подвижных играх и игровых упражнениях, на дыхательной
и звуковой гимнастике, массаже биологически активных точек. На индивидуализированных занятиях «игровой деятельностью» были поставлены
и решены следующие цели и задачи по физическому воспитанию детей:
Цели:
охрана и укрепление здоровья детей;
содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма;
развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, гибкости;
направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие;
формирование широкого круга игровых действий;
воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в процессе игровой деятельности.
Задачи:
оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; всестороннее физическое совершенствование функций организма; повышение работоспособности и закаливание;
образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств;
воспитательные: овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
Также были использованы следующие принципы:
1. Принцип научности.
2. Принцип активности и сознательности.
3. Принцип комплексности и интегративности.
4. Принцип адресованности и преемственности.
Конспект одного индивидуализированного занятия содержит элементы основных
движений, комплексы упражнений, подвижные игры (умеренной, тонизирующей и тренирующей психофизической нагрузки, упражнения дыхательной гимнастики.
Один комплекс упражнений рассчитан на четыре учебных часа, двенадцать комплексов на учебный год. Занятия проводятся с детьми средней (10 – 15 минут, старшей (15 – 20 минут) и подготовительной (20 – 25 минут) групп. Индивидуализированные занятия проводятся 2 раза в неделю.
После анализа медицинских карт, проведения диагностики физического
и психического развития, обработки полученных результатов было выявлено, что 14,1% дошкольников отнесены к категории часто болеющих детей, и были выделены основные отстающие показатели физического и психического развития. Результаты проведенных наблюдений свидетельствуют, что основное нарушение состояния здоровья ребенка может вызывать цепочку следствий, что становится причинами новых нарушений, которые являются сопутствующими.
По результатам диагностики в конце года, после проведения индивидуальных занятий, в сравнении с началом учебного года дети повысили показатели уровня физической подготовленности. В среднем высокий уровень увеличился до 34,6 %, средний уровень увеличился до 55,6 %, низкий уровень уменьшился до 9,8 %.