Приложение МААМ

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ: создание ИОМ ребенка (из опыта работы)

Людмила Акпаева
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ: создание ИОМ ребенка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями.

Реализация этой цели обусловлена необходимостью решения одной из актуальных проблем модернизации – предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования.

Согласно ФГОС основные принципы дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Публикация «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ: создание ИОМ ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах

Планирование образовательной деятельности с детьми является составной и обязательной частью педагогической деятельности воспитателя.

В содержании ФГОС дошкольного образования отсутствуют жестко заданные требования к планированию образовательной деятельности с детьми. В пункте 2 раздел 2.9. подчеркивается, что «выбор форм организации и содержания образовательной деятельности педагогическими коллективами осуществляется самостоятельно».

На основе «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 года, в МБДОУ «Сказка» была разработана «Основная образовательная программа дошкольного образования «Дошкольник»»

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение

целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

не подлежат непосредственной оценке;

не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

В то же время ФГОС предусматривает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут

использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции

особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика в МБДОУ «Сказка» включает в себя:

–первичную диагностику;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

– карты развития ребенка;

–итоговую диагностику.

Первичная диагностика в МБДОУ «Сказка» проводится на этапе поступления ребенка в детский сад : в свободной форме, в естественных условиях, методом наблюдения или в игре.

Данные педагогической диагностики заносятся в детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности и в карты индивидуального развития детей.

Карта индивидуального развития детей группы – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.

Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, усвоения программного материала и, как результат – проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса МБДОУ «Сказка».

Карта развития детей группы заводится один раз при поступлении воспитанников в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения детского сада воспитателями и специалистами, которые ведут образовательную и коррекционно-развивающую работу с ребенком.

Рекомендации для педагогов при заполнении карты индивидуального развития детей группы:

1. Карта заполняется при поступлении ребенка в детский сад и ведется до выпуска в школу.

2. В заполнении карты принимают участие все педагоги ДОУ.

3. Группа здоровья, антропометрические данные указываются, согласно данных медицинской карты ребенка.

4. Оценка результатов освоения программы дошкольного образования указывается согласно принятой в ДОУ оценки педагогической диагностики.

5. Средний показатель выводится по итогам полученных данных. (критерии оценки уровня развития ребенка : высокий, средний, низкий.

В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию благоприятных условий воспитания и развития детей в детском саду. Для реализации основной цели психолого-педагогического сопровождения необходимо обеспечить информационный обмен, единое информационное пространство. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагогов с дошкольниками.

На особом контроле воспитателей и специалистов должны быть дети, показавшие низкий и высокий уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Для работы с этими детьми логично выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с целью коррекции выявленных в процессе педагогической диагностики недостатков или особых способностей ребенка, требующих индивидуального подхода к их развитию.

Карта предназначена воспитателям ДОУ, которые ее заполняют в начале и конце учебного года, используя для этого организованное наблюдение и специальные задания. Она служит общим ориентиром в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО.

Предлагаемые формы для заполнения их воспитателем ориентированы на то, что в итоге в карте будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Перспективное планирование (1-12 мес.) в отсутствии календарного (комплексно-тематического) плана не раскрывает содержания деятельности, методические приемы; не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течении определенного отрезка времени; затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий.

Согласно Приказу министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 г. № 41

«О документации дошкольных учреждений»

2. Установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей – план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или на неделю по их усмотрению.

При этом планирование своей работы педагоги ДОУ могут осуществлять в удобной форме, но существует ряд условий:

- План должен быть максимально лаконичным, чтобы основное время педагога было посвящено общению с ребенком, но в то же время информационно содержательным; методически грамотным.

- составляться на основе анализа и учета результатов педагогического наблюдения;

- учитывать продвижения (затруднения) детей, возрастные потребности и содержать элементы прогнозирования;

- быть реальным, что достигается средствами постановки конкретных задач с учетом уровня развития детского коллектива и отдельных детей.

Итоговая педагогическая диагностика для оценки индивидуального развития детей, проводится в конце учебного года, и связана с выявлением эффективности педагогических действий.

Результаты всех детей заносятся в сводную таблицу группы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития детей конкретной группы и проектировать образовательный процесс в дальнейшем на группу в целом.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса в ДОУ «Сказка» основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников. Успех прохождения индивидуального образовательного маршрута во многом зависит от правильно организованной работы воспитателей и специалистов МБДОУ.

Список использованной литературы:

1. Меремьянина О. Р. ФГОС. Или все ответы на вопрос «Как планировать образовательную деятельность с детьми?» : методические рекомендации /автор-сост. О. Р. Меремьянина. - Барнаул: Концепт, 2015

2. Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/05/18/karta-individualnogo-razvitiya-rebenka-v-dou

3. Интернет-ресурс: https://raguda.ru/ns/karty-individualnogo-razvitija-doshkolnika-po-fgos.html

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы на РМО «Создание единого образовательного пространства Детский сад — семья» Семья и детский сад – два важных института социализации детей, и их взаимодействие одинаково важно для всестороннего развития личности ребёнка.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования и его организация Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.

Консультация для педагогов «Создание условий для реализации образовательного процесса в области ФЭМП»Консультация для педагогов «Создание условий для реализации образовательного процесса в области ФЭМП» «Создание условий для реализации образовательного процесса в области ФЭМП». Цель: расширить и углубить познания педагогов в области математического.

Обновление содержания методического обеспечения образовательного процесса-одно из условий успешной работы муз. руководителя Сегодня в России на фоне проведения современного ФГОС происходит гуманизация образовательного процесса, обновление содержания его методического.

Организация качественного образовательного процесса МКДОУ на примере работы с игровым комплектом «Пертра» НОД с использованием игрового комплекта «Пертра» со старшей группой. Цель: формирование и развитие представлений о свойствах объектов.

План работы по защите участников образовательного процесса Утверждаю Заведующий МБДОУ №5 Л. А. Панкратова План работы по защите прав участников образовательного процесса МБДОУ «Детский сад общеразвивающего.

Создание благоприятного психологического фона на занятиях по обучению дошкольников плаванию (из опыта работы) Для создания благоприятного психологического фона на занятиях физической культурой с дошкольниками всю деятельность нужно подчинить девизу:"ИГРАЯ.

Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин»Создание развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста по программе «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Создание условий развития ребенка, открывающих возможность для приобретения опыта в двигательной деятельности В период коренных социальных преобразований и реформ, экономической модернизации общества, а также в связи углублением экологических проблем,.

Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога-психолога ДОУ «Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога – психолога ДОУ» Работая по второй годовой задаче детского сада «Индивидуализация.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ: создание ИОМ ребенка (из опыта работы)
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 11:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ: создание ИОМ ребенка (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Акпаева (УИ 80593) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД