Людмила Акпаева
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ: создание ИОМ ребенка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями.
Реализация этой цели обусловлена необходимостью решения одной из актуальных проблем модернизации – предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования.
Согласно ФГОС основные принципы дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Публикация «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ: создание ИОМ ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах
Планирование образовательной деятельности с детьми является составной и обязательной частью педагогической деятельности воспитателя.
В содержании ФГОС дошкольного образования отсутствуют жестко заданные требования к планированию образовательной деятельности с детьми. В пункте 2 раздел 2.9. подчеркивается, что «выбор форм организации и содержания образовательной деятельности педагогическими коллективами осуществляется самостоятельно».
На основе «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 года, в МБДОУ «Сказка» была разработана «Основная образовательная программа дошкольного образования «Дошкольник»»
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
не подлежат непосредственной оценке;
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
В то же время ФГОС предусматривает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика в МБДОУ «Сказка» включает в себя:
–первичную диагностику;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
– карты развития ребенка;
–итоговую диагностику.
Первичная диагностика в МБДОУ «Сказка» проводится на этапе поступления ребенка в детский сад : в свободной форме, в естественных условиях, методом наблюдения или в игре.
Данные педагогической диагностики заносятся в детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности и в карты индивидуального развития детей.
Карта индивидуального развития детей группы – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, усвоения программного материала и, как результат – проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса МБДОУ «Сказка».
Карта развития детей группы заводится один раз при поступлении воспитанников в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения детского сада воспитателями и специалистами, которые ведут образовательную и коррекционно-развивающую работу с ребенком.
Рекомендации для педагогов при заполнении карты индивидуального развития детей группы:
1. Карта заполняется при поступлении ребенка в детский сад и ведется до выпуска в школу.
2. В заполнении карты принимают участие все педагоги ДОУ.
3. Группа здоровья, антропометрические данные указываются, согласно данных медицинской карты ребенка.
4. Оценка результатов освоения программы дошкольного образования указывается согласно принятой в ДОУ оценки педагогической диагностики.
5. Средний показатель выводится по итогам полученных данных. (критерии оценки уровня развития ребенка : высокий, средний, низкий.
В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию благоприятных условий воспитания и развития детей в детском саду. Для реализации основной цели психолого-педагогического сопровождения необходимо обеспечить информационный обмен, единое информационное пространство. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагогов с дошкольниками.
На особом контроле воспитателей и специалистов должны быть дети, показавшие низкий и высокий уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Для работы с этими детьми логично выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с целью коррекции выявленных в процессе педагогической диагностики недостатков или особых способностей ребенка, требующих индивидуального подхода к их развитию.
Карта предназначена воспитателям ДОУ, которые ее заполняют в начале и конце учебного года, используя для этого организованное наблюдение и специальные задания. Она служит общим ориентиром в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО.
Предлагаемые формы для заполнения их воспитателем ориентированы на то, что в итоге в карте будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.
Перспективное планирование (1-12 мес.) в отсутствии календарного (комплексно-тематического) плана не раскрывает содержания деятельности, методические приемы; не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течении определенного отрезка времени; затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий.
Согласно Приказу министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 г. № 41
«О документации дошкольных учреждений»
2. Установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей – план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или на неделю по их усмотрению.
При этом планирование своей работы педагоги ДОУ могут осуществлять в удобной форме, но существует ряд условий:
- План должен быть максимально лаконичным, чтобы основное время педагога было посвящено общению с ребенком, но в то же время информационно содержательным; методически грамотным.
- составляться на основе анализа и учета результатов педагогического наблюдения;
- учитывать продвижения (затруднения) детей, возрастные потребности и содержать элементы прогнозирования;
- быть реальным, что достигается средствами постановки конкретных задач с учетом уровня развития детского коллектива и отдельных детей.
Итоговая педагогическая диагностика для оценки индивидуального развития детей, проводится в конце учебного года, и связана с выявлением эффективности педагогических действий.
Результаты всех детей заносятся в сводную таблицу группы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития детей конкретной группы и проектировать образовательный процесс в дальнейшем на группу в целом.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса в ДОУ «Сказка» основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников. Успех прохождения индивидуального образовательного маршрута во многом зависит от правильно организованной работы воспитателей и специалистов МБДОУ.
Список использованной литературы:
1. Меремьянина О. Р. ФГОС. Или все ответы на вопрос «Как планировать образовательную деятельность с детьми?» : методические рекомендации /автор-сост. О. Р. Меремьянина. - Барнаул: Концепт, 2015
2. Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/05/18/karta-individualnogo-razvitiya-rebenka-v-dou
3. Интернет-ресурс: https://raguda.ru/ns/karty-individualnogo-razvitija-doshkolnika-po-fgos.html