Катерина Панкратова
Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога – психолога ДОУ»
Работая по второй годовой задаче детского сада «Индивидуализация образовательного процесса», организую свою работу с детьми с учетом принципов интеграции образовательных областей и использую такие формы работы с детьми (подгрупповые, индивидуальные, игровые занятия, тренинги, методы (наглядные, словесно – логические, практические, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Публикация «Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
В процессе своей деятельности активно использую современные образовательные технологии :
- здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксация, арттерапия, песочная терапия);
- социоигровые («Сказка терапия», «Игротерапия», тренинги на умения договариваться, «Психогимнастика»);
- личностно – ориентированные (игры «Посмотрите, я пришел», «Помоги себе сам»);
- информационно – коммуникационные технологии (интерактивные игры, направленные на коррекцию психических процессов, мультимедийные презентации).
Индивидуализация образовательного процесса, начинается с адаптации ребенка к детскому саду. Работа по адаптации строится исходя из конкретных трудностей детей (эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). В работе используются методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д
Например, для создания положительного эмоционального фона, стабилизации психоэмоционнального состояния, снижения уровня тревожности проводились адаптационные игры «Колючий ежик», «Мыльный пузырь», «Храбрые лягушата».
Для уменьшения тревожности, возбуждения вспышек отрицательных эмоций, проводятся игры с использованием брюшного дыхания «Бегемотики», «Легкое перышко», «Качаю рыбку на воде».
Ведется наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий.
Проводятся консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
Было проведено анкетирование родителей, заполнены листы адаптации на каждого ребёнка.
Особое внимание обращалось на работу с детьми, выявленные на ПМПК детского сада. Сюда вошли дети имеющие проблемы в интеллектуальной сфере, проблемы поведенческого характера и дети, которым было рекомендовано сопровождение психолога (дети с ОВЗ).
Педагогам и родителям каждой категории детей даются индивидуальные консультации, практические рекомендации по работе, общению с дошкольниками.
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей, на каждого ребенка находящегося на адресном сопровождении была разработана программа коррекционных мероприятий.
С детьми имеющие проблемы интеллектуального характера, работа ведется по развитию психических процессов. Используются такие игры, как «Продолжи ряд», «Что сначала, что потом?», «Посмотри и запомни». «Времена года». Игры на развития пространственно-временных отношений «Продолжи ряд», «Понедельник, вторник, …», «Когда это бывает», «Закончи предложение», «Следопыт».
Для повышения мотивации к познавательной деятельности, для развития произвольного внимания используются игры с элементами песочной терапии «Сделай как я», «Геометрические фигуры», «Запомни и нарисуй».
Использование ИКТ в работе со старшими дошкольниками позволяет значительно обогатить коррекционно-развивавший процесс, стимулировать индивидуальную деятельность. Разнообразные мультимедийные презентации, игры направленные на развитие памяти, внимания, мышления «На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», Игры – раскраски.
Для развития пространственные представлений, конструктивного мышления, логики, воображение, сообразительность, использую в своей работе детские Судоку, игра «Танграм»
С детьми с проблемами поведенческого характера использовались игры и упражнения с элементами песочной терапии и арт-терапии, которые направленны на развитие эмоционально-волевой сферы.
В подготовительных группах в начале, и конце учебного года было проведено фронтальное и индивидуальное обследование воспитанников готовности к школе. По результатам диагностики была выстроена работа с использованием программы «Скоро в школу» В. Л. Шарохиной, адаптированной под детей нашего детского сада. Работа была направленна на развитие психических процессов и мелкой моторики рук, развитие произвольного поведения, мотивационной готовности к школе. Также использую игры и упражнения, направленные на развитие эмоций и чувств детей, игры для установления контакта со сверстниками, развития навыков общения.
Для гармоничного развития правой и левой частей мозга, для умственного развития детей и раскрытию их талантов и способностей использовала упражнения с элементами кинезиологии. Перекрестные движения рук вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело – своеобразный мост между правым и левым полушариями, улучшается.
Таким образом, моя работа как педагога-психолога носит положительный характер и одобрена администрацией образовательного учреждения.
В перспективе: продолжить работу по тем же направлениям.
Более углубленно изучить работу по работе с детьми с ОВЗ.
Познакомить педагогов с технологиями и методиками, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ».