Светлана Иванощук
Индивидуально-ориентированная программа по уходу ребенка с ТМНР с применением методов альтернативной коммуникации
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство социального развития, опеки и попечительства
Иркутской области
Областное государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания
«Иркутский детский дом-интернат №2 для умственно отсталых детей»
Индивидуально-ориентированная программа
по развивающему уходу ребенка с ТМНР
с применением методов альтернативной коммуникации
Автор программы :
специалист по комплексной реабилитации:
Иванощук С. А.
Иркутск
2020г.
Пояснительная записка
Публикация «Индивидуально-ориентированная программа по уходу ребенка с ТМНР с применением методов альтернативной коммуникации» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Для развития ребенка с ТМНР необходимым условием жизнедеятельности является установление близких отношений с ухаживающими за ним взрослыми. Только в таких доверительных отношениях ребенок может почувствовать себя в безопасности и начать познавать окружающий мир. Ребенку с ТМНР сложно самостоятельно улавливать связи между объектами, событиями и символами. Поэтому качество жизни ребенка напрямую зависит от грамотно организованной системы повседневной поддержки. Развивающий уход позволяет помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире и как следствие улучшает качество его жизни.
Индивидуально-ориентированная программа по развивающему уходу ребенка с ТМНР с применением методов альтернативной коммуникации направлена на повышение эффективности системы долговременного ухода. Определяется содержанием специальной индивидуальной программы развития (СИПР, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, комплексной диагностикой психофизических возможностей ребенка.
Рабочая программа включает в себя сопряженную педагогическую помощь, направленную на формирование у ребенка необходимости в общении, которое предполагает передачу информации окружающим о собственных желаниях и потребностях. Обучение воспитанника способам общения при помощи альтернативных средств (жесты, карточки PECS, электронные пособия с голосовыми синхронизаторами) призвано облегчить социальную коммуникацию ребенка.
Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка. Программа учитывает специфические особенности моторно-двигательного, эмоционально-личностного, сенсорного, речевого развития ребенка с ТМНР.
Работа по реализации данной программы расчитана на 1 календарный год. Начальный этап осуществляется по результатам логопедической, психолого-педагогической диагностики. Занятия со специалистом по комплексной реабилитации проводятся 1 раз в неделю по 20-30 минут. Введение карточек в ежедневный обиход осуществляется систематически в течение всех режимных моментов помогающим специалистом («близким взрослым»). Для перехода на последующий этап обучения проводится мониторинг (срез) знаний, умений и навыков по освоению ранее предложенного материала.
Цель программы :
реализация мероприятий по развивающему уходу и формированию коммуникативных компетенций посредством альтернативной коммуникации, способствующей повышению качества жизни воспитанника.
Задачи программы :
- формирование представлений ребенка об окружающем мире;
- обучение способам общения с помощью средств альтернативной коммуникации (жесты, карточки PECS, электронные пособия с голосовыми синхронизаторами);
- мотивирование ребенка к коммуникативному общению;
- развитие познавательных способностей воспитанника;
- формирование базисных функциональных навыков коммуникации;
- привитие ребенку культуры общения с окружающими.
Альтернативная коммуникация включает :
- язык жестов;
- коммуникативная папка для карточек, набор карточек PECS (набор карточек для девочки, набор повседневные действия, фрукты, игрушки и т. д., магнитное учебное пособие, расписание, карточки поощрения, брелок для девочки);
- электронная система «Tobii» (управление компьютером при помощи взгляда).
Принципы развивающего ухода воспитанника при реализации программы :
- принцип уважения личности ребенка – принятие ребенка со всеми присущими ему особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям, предоставление возможности свободного выбора и личной самостоятельности;
- принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанника на протяжении всех этапов реализации программы;
- принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций – стимулирование к появлению навыков, необходимых ребенку в повседневной жизни;
- принцип развития собственной активности ребенка – формирование активности воспитанника к выражению своих желаний и потребностей;
- принцип комплексного воздействия – согласованность действий специалистов.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития утвержденный приказом № 1599 Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 года и АОП обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
4. САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
6. Письма Минобрнауки России от 11 марта 2016 года № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
7. Устав ОГБУСО «Иркутский детский дом – интернат № 2 для умственно отсталых детей».
8. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Путь к независимости».
9. Положение о разработке и реализации СИПР воспитанников с интеллектуальной недостаточностью и ТМНР.
Индивидуальный учебный план
Виды деятельности Общее количество занятий
(на 1 каледарный год) Количество занятий в неделю
Индивидуальные занятия по развитию альтернативной коммуникации со специалистом по комплексной реабилитации 40 1
Введение карточек в ежедневный обиход помогающим специалистом («близким взрослым») систематически в течение всех режимных моментов
Календарно-тематическое планирование
Графический символ Количество занятий Дата проведения
Подготовительный этап.
Цель: Выработка необходимых базисных навыков для освоения работы с карточками PECS. Соотнесение карточки с ее значением.
Знакомство с предметными карточками (фрукты, игрушки, части тела) 2 сентябрь
Знакомство с карточками действиями (спать, умываться, есть и т. д.) 2 сентябрь
I этап: Работа с мотвивационными символами, отражающими предметы и действия.
Цель: «отработка» репертуара интересов ребенка, введение необходимых карточек-сиволов (предметы, действия); стимулировать ребенка отвечать на вопросы «да» - «нет», «хочу» - «не хочу» (зрительным контактом, жестом) о предметах, действиях, которые он желает получить.
Фрукты: яблоко, апельсин, банан, груша
Действия: «Хочу» - «Не хочу», «Дай»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Пить» 4 октябрь
Игрушки: мячик, кукла, конструктор, пазлы
Действия: «Хочу» - «Не хочу», «Дай», «Играть»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Кушать» 4 ноябрь
Части тела: рука, нога, голова, живот, рот, нос, глаза, ухо
Действия: «Покажи», «Болит»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Спать» 4 декабрь
II этап: Работа с набором карточек-символов, обозначающих событие-расписание.
Цель: соотнесение карточки с необходимым режимным моментом; структурирование своей жизнедеятельности.
Действия: «Умываться», «Мыться», «Спать», «Кушать»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Кушать» 4 январь
Действия:
«Гулять», «Играть», «Заниматься», «Смотреть мультфильмы»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Гулять» 4 февраль
Действия: «Делать зарядку», «Ходить в туалет»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Хочу в туалет»
4 март
III этап: Выбор между двумя карточками.
Цель: отработка дополнительных навыков коммуникации; стимулирование ребенка выражать свои желания, просьбы с помощью карточек-стимулов.
Просьба о помощи:
«Мне нужна помощь», «Помоги мне»
Работа с брелком: «Да» - «Нет»,
«Жди» 4 апрель
Просьба о помощи:
«Я хочу в туалет», «Помоги мне»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Помоги» 4 май
Просьба о помощи:
«Я хочу мыться», «Помоги мне»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Мне плохо» 4 июнь
Просьба о помощи:
«Я хочу играть», «Поиграй со мной»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Слишком громко» 4 июль
Просьба о помощи:
«Я хочу гулять»,
«Погуляй со мной»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Жди» 4 август
Просьба о помощи:
«Я хочу одеться»,
«Помоги мне»
Работа с брелком: «Да» - «Нет», «Хочу уйти» 4 сентябрь
Рекомендации помогающим специалистам («близкому взрослому») : осуществлять введение карточек в ежедневный обиход ребенка систематически в течение всех режимных моментов используя графические символы, размещенные в коммуникативной папке, брелке.
Ожидаемый результат:
- улучшение качества жизни ребенка;
-освоение и использование ребенком введенных карточек PECS в повседневной жизнедеятельности;
-умение ребенка показывать глазами (рукой) желаемую карточку или желаемое действие;
- соотнесение ребенком карточки с ее значением;
- присутствие у ребенка «базового доверия» к окружающим;
- проявление желания ребенка к общению с ближайшим окружением.
Дидактический материал к темам занятий:
- коммуникативная папка для карточек;
- набор карточек PECS (набор карточек для девочек, набор повседневные действия, фрукты, игрушки и т. д.);
- магнитное учебное пособие;
- расписание;
- карточки поощрения;
- брелок для девочки.
Условия реализации потребности в развивающем уходе :
- оказание полноценной помощи ребенку, забота о комфортности, направленная на улучшение качества жизни ребенка;
- совершенствование культурно-гигиенических навыков ребенка;
- поддержка жизненно важных функций организма воспитанника;
- реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).
Специалисты, участвующие в разработке и реализации программы :
Зам. директора по РВР: Л. Е. Косиченко
Зав. отделением Милосердия: Г. А. Безотечество
Специалист по комплексной реабилитации: С. А. Иванощук
Инструктор ЛФК : Е. В. Иванов
Младшие медицинские сестры (помогащие специалисты)
Технические и электронные средства обучения: персональный компьютер, электронная система «Tobii» (управление компьютером при помощи взгляда).
Учебно-методическая литература :
А. Л. Битова, О. С. Бояршина «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития», М. Теревинф, 2018 год.
Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию», М. Теревинф, 2018 год.
АДОП «Путь к независимости».