Хребет Лариса Станиславовна
Импровизация — важная часть музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Импровизация – важная часть
музыкального воспитания дошкольников.
Согласно словарю, импровизация – особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения. Цель импровизации на занятиях в детском саду – активизировать творчество детей. Музыкальная импровизация может выражаться в двух видах – вокальном и инструментальном.
Публикация «Импровизация — важная часть музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
Использование импровизации – перспективный приём для воспитания интереса к музыке, накопления музыкально-творческого опыта, так как ребёнок сразу входит в непосредственный контакт с музыкой. Для вокальной импровизации не требуется никаких приспособлений: голосовой аппарат имеется у каждого, ладони, чтобы заменить музыкальный инструмент, тоже. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.
Конечно, наивно ожидать, что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам – в силах музыкального руководителя. Рассмотрим, какие приёмы можно для этого использовать. Некоторые из описываемых ниже методических приёмов хорошо известны в практике работы, а о чём-то, возможно, педагоги узнают впервые.
Идеальный вариант – провести по импровизации всё занятие : вопросы, ответы, собеседование с детьми по новому материалу и по повторению старого. Но эта форма работы очень трудоёмкая. Обычно же импровизация включается как один из элементов занятия.
Педагог пропевает приветствие, дети в ответ – своё. Чаще всего они дублируют интонации педагога.
Можно добавить музыкальное сопровождение. Например, музыкальный руководитель "комментирует" свою фразу звоном треугольника, а дети – колокольчиков. Как привило, ритмические рисунки получаются у каждого свои, что и является первыми шагами инструментальной импровизации. К начальным попыткам обучить детей импровизированию относится просьба спеть своё имя. Это знакомый приём, хорошо себя зарекомендовавший. Педагог нараспев произносит своё имя и отчество. Естественно, что, называя себя, ребёнок не сможет повторить напетую музыкальным руководителем мелодию – она по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества.
Эпизод "Знакомство" можно вводить в занятия на протяжении довольно продолжительного времени, возвращаться к нему, только целесообразно совместить его с несколькими игровыми дополнениями. Например, игра "Эхо". Группа хором повторяет ответ одного ребёнка. К интонированию добавляются хлопки и звучание шумовых музыкальных инструментов для ритмического дублирования ритма. В качестве задания для самостоятельной работы можно рекомендовать подбор мелодии своего имени на разновысотных инструментах – металлофоне, дудочке, цитре, гармонике, фортепиано.
Назовём другие формы импровизаций.
Полные ответы детей в диалоге взрослого и ребёнка с целью расширения интонационно-вокального диапазона. Вопросы педагога в данном случае могут быть на свободную тему (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какое время года ты любишь? Почему) или касаться музыкального разбора прослушанного произведения (К какому жанру относится эта музыка? Каков её характер).
Певческая перекличка детей по парам. Один ребёнок поё т: "Ау, где ты?" Другой отвечает: "Я здесь".
Звукоподражания (тиканье часов, звучание горна, барабана, имитация голосов кукушки, кошки и котёнка и т. п. Передача голосом различного настроения персонажей (котик заболел – котик выздоровел).
Мини-рассказы, в которые включена импровизация. Вот два примера таких рассказов.
1. Пришли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться – … (вокальные примеры). В лесу услышали пение кукушки – … и стук дятла – … Закапал дождик – … А потом тучки ушли, и запел соловей – …
2. Настало утро, пропел петушок – … Стало слышно, как пастух заиграл на рожке – … Коровы начали собираться в стадо и мычать – …
Всегда интересна для детей импровизация на заданный педагогом текст. Выделим условные этапы этой работы в овладении детьми начальными умениями.
Вслушивание в слово, предложенное взрослым, и понимание его смысла и характеристики будущего художественного образа. Например, даётся словосочетание "серенький зайчик". Показанные детьми распевы будут разными, но немаловажно затем произвести анализ полученных ответов и выбрать наиболее убедительный вариант мелодии – с лёгким подвижным характером. После подобного разбора ребятам уже легче сосредоточиться на втором словосочетании – "неуклюжий хомячок", а потом исследовать причины контраста в собственных импровизациях.
Самостоятельный распев слова, сочинение логической интонации. Для этого можно предложить детям контрастные сочетания, где герои уже пребывают в определённом действии, например: "Вот улитка ползёт" и "Вот олень, он бежит!"; "Засвистела птичка весело на ветке" и "Бедная лягушка вымокла в болоте".
Сочинение мелодии в заданном жанре. Такие вокальные импровизации удобно отрабатывать в соответствии с примерами музыкальных жанров, показанных детям в самом начале обучения. Обычно их выполняют на слоги: "тра-та-та" – марш; "а-а-а" – вальс; "ля-ля" – полька; пение с закрытым ртом "м-м-м" – песня. Часто детям бывает нетрудно подобрать собственное сопровождение на шумовом или одновысотном музыкальном инструменте.
Жанр может определяться и стихотворным двустишием, дающим настрой импровизации. Приведём примеры.
Полька.
Полька, полька, полечка, три поскока, два прыжка.
Встань-ка на дорожке, хлопни-ка в ладошки,
Топни каблучками, потанцуй-ка с нами!
Вальс.
В плавном вальсе вместе с нами закружились все вокруг.
Бабочки сели в траву отдыхать, а, отдохнув, понесутся опять.
Марш.
На зарядку мы спешим, стать сильными хотим.
Опять несёт нас паровоз, мы слышим звонкий стук колёс.
Песня.
Мама доченьку качала, тихо песню напевала.
На крыльце сидели девочки-подружки
И с утра до ночи пели нам частушки.
На ёлке свечки мы зажжём и хороводы заведём.
Как видно из примеров, темы для мелодий разных характеров могут быть даже внутри одного жанра: песня – колыбельная, частушка, хороводная. Это соответственно требует разнообразия музыкальных интонаций.
Работа с использованием стихов начинается с их разучивания, далее рекомендуется предварительная беседа об особенностях поэтического настроения и характера предполагаемой музыки. Вот ещё возможные тексты:
Солнце радостно смеётся,
На дворе звенит капель.
Стоят морозы на дворе,
Звенят берёзы в серебре.
Наша печка греет жарко,
Жар струится от костра.
Лепили мы снеговиков,
Замёрзли руки от снежков.
Стихотворный текст для импровизации должен отвечать следующим требованиям:
- лаконизм и яркость в создании художественного образа;
- художественная и педагогическая ценность;
- возможность использования жизненного опыта ребёнка;
- напевность, музыкальность, удобство для музыкального воплощения (небольшой объём, короткие строфы).
Основой для импровизации могут стать известные стихи А. Барто ("Игрушки", С. Маршака ("Живая азбука", где на каждую букву алфавита названы имя и профессия – "Ева ездит в цирке на коне верхом".
Из произведений С. Маршака сделаны также следующие подборки.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Едут девочки в санях лаковых, узорных,
А мальчики на конях – серых или чёрных.
Мельник на ослике ехал верхом,
Мальчик за мельником плёлся пешком.
Жили-были грозный царь
И весёлый чеботарь.
Можно ль козам не бодаться, если рожки есть?
В пляс девчонкам не пускаться, если ножки есть?
Муравьишка в чаще дуб тяжёлый тащит.
Эй, товарищи-друзья, выручайте муравья!
Король по склону едет над морем на коне,
А рядом реют чайки с дорогой наравне.
Наличие двух художественных образов в одном тексте диктует непременную смену характера импровизации.
Приемлемы в работе фольклорные тексты – загадки, потешки, считалки ("Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык", "Мягонькие лапки, а в лапках царапки", "Хохлатые хохотушки хохотом хохотали – ха-ха-ха-ха-ха").
Завершающий этап работы – творческое домашнее задание на тему "Сочиним музыкальную сказку".
Предложенные виды работы по развитию импровизационных умений проверены практикой и неизменно вызывают интерес у детей. Безусловно, они не исчерпывают всего богатства творчества в этой области и не претендуют на это.