Трошина Наталья
Консультация «Импровизация как средство развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Трошина Н. В. ,
музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 158» г. о. Самара, Россия
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ
Организация музыкального воспитания в детском обра-зовательном учреждении предполагает использование на музыкальных занятиях метода импровизации – вокальной, ритмической, двигательной. В процессе импровизации, уверена Л. А. Безбородова, «дети стараются передать заданное настроение, осваивая при этом элементы музыкальной выразительности. Импровизация способствует развитию музыкально-творческих способностей дошкольников» [3].
Публикация «Консультация „Импровизация как средство развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Под музыкально-творческой деятельностью ребенка Н. В. Боркина, Н. В. Новикова понимают «детское импровиза-ционное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на раскры-тие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий про-дукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений и инструментального сопровождения музыкальных произведений» [5, с. 3-7].
Творческое развитие детей дошкольного возраста зави-сит от уровня усвоенных и вошедших в практику певческих и двигательных навыков, от способности тонко воспринимать музыку, от богатства воображения, от умения ориентироваться в изменяющихся ситуациях и применять свой опыт в новых условиях [12]. Л. Ю. Цыбульникова определяет задачу педагога как обучение «детей свободно общаться в коллективе, эмоционально отзываться на музыку, закреплять певческие и двигательные навыки в свободное от музыкальных занятий время, тем самым ориентируя дошкольников в песенном и танцевальном творчестве. Необходимым условием для импровизации является накопление опыта исполнительства» [12].
Проведение музыкальных занятий предполагает специ-ально для этого предназначенную программу, которая на-правлена на развитие воображения дошкольников. На занятиях даются творческие задания, они стимулируют и мотивируют детей к импровизации, к творческой активности. Воспитатель пользуется такими методами и приемами: беседы, метод показа, вокально-инструментального исполнения, диалог, дискуссии, иллюстративный метод, сочетание всех приемов по ситуации и содержанию задачи.
На первом месте по развитию детского творчества стоят музыкально-ритмические движения, что, согласно Л. С. Вы-готскому, заложено в природе детского воображения. В му-зыкально-ритмической деятельности воспитанников ис-пользуются выразительные движения, свойственные пла-стике конкретного персонажа. В музыкальном произведе-нии дети должны с легкостью узнавать и передавать обра-зы, близкие детскому опыту. Помогают в таком дополнении образа различные шаги, бег, подскоки, жесты.
Когда музыка у детей связывается с тем или иным обра-зом, они сразу начинают передавать повадки персонажей спектакля, додумывать движения для хороводов, игр, пля-сок, комбинируют уже выученные элементы танца. Детям можно предложить и самостоятельно выдумать игру, в ко-торой будут переданы особенности характера и поведения персонажей инсценировки. Следует помнить, что самостоятельно придумывать сюжет дети могут при опоре на опыт, который приобретается на музыкальных занятиях.
В младших группах акцент при создании музыкальных образов у детей идет на воспроизведении (имитации) про-стейших характерных движений (птичка машет крылышка-ми, зайчик скачет, медведь топчется). Старшие дети могут уже передать сходство, они способны к переживанию об-раза, от них можно требовать более эмоциональной выра-зительности движений.
Мимика и жесты – способ выразить свое отношение к герою (персонажу) у совсем маленьких детей дошкольного возраста, которые еще не способны легко говорить, интонировать. Они активно используют пластику своего тела для выражения чувств и эмоций. В этом может помочь слушание музыки – замечательные пластические образы возникают, иногда неожиданно глубокие и интересные. В этом контексте трудно переоценить значение образных упражнений.
Образные упражнения - это сочетание основных движе-ний с имитацией каких-либо действий, имитирующих поведение птиц, зверей и т. д. Для детей дошкольного возраста предлагается определенная последовательность применения таких образов: уже известные детям животные и птицы; заинтересовавшие их предметы; растения и явления природы; вызвавшие яркую эмоцию люди, обычные и необычные профессии (возможно, мамины или папины).
Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе идет по-своему. Так, младший возраст характеризуется активным эмоциональным реагированием ребенка на музыку. Эту эмоцию следует поддержать, грамотно привлечь внимание к музыке, подвести к умению отозваться на нее движением. Хотя не следует рассчитывать на точное соответствие движений музыке. В основе обучения детей младшего возраста – подражание действиям взрослого. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Желательно обозначать начало реакции, движения – только с момента начала звучания музыки, надо учить детей реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.
В детских садах закрепилась практика обучения детей на основе показа педагога. Этот прием нужен на начальных этапах разучивания игры, пляски, упражнения. В дальней-шем музыкальный педагог дает указания по ходу исполне-ния, поправляет действия только некоторых воспитанни-ков. В течение учебного года музыкальный педагог обучает детей различным танцевальным и образным движениям, которые затем используются в играх, танцах, хороводах.
В средней группе дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому перед воспитателем (музыкальным педагогом) стоит задача обучения движению в соответст-вии с характером музыки, ее темпом, в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т. д.).
Очень важным условием для детей средней группы в вы-полнении музыкально-ритмических движений является выразительность, четкость. Однако в этом возрасте дети нуждаются еще в показе движений, в ясных, кратких пояс-нениях, поскольку они еще трудно ориентируются в про-странстве и некоторых перестроениях, таких как построе-ние в колонны, кружки и другие. Для чего приходится ме-нять последовательность разучивания игр, плясок, упраж-нений. Некоторые игры, пляски усваиваются детьми на од-ном-двух занятиях, а другие требуют более длительного времени.
Дети пятого года жизни уже имеют опыт слушания му-зыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выра-зительности (громко - тихо; высокий – низкий звук; быстро - медленно).
Движения становятся более четкими, ритмичными, со-гласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т. д.).
В играх педагог своими советами как бы помогает ребен-ку найти нужное движение, правильно под музыку передать образ. Например, в игре «Медведь и зайцы» педагог говорит: «Зайки веселые, дружные, скачут легко. Медведь ходит тяжело, вперевалочку, лапы у него большие, тяжелые.» Очень важно поощрять детей, за правильное выполнение упражнения и передачу образа.
Совпадение образного слова, музыки и движения разви-вает детское воображение, ребенок точнее передает харак-тер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.
У детей шестого и седьмого года жизни развивается слу-ховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности. Они уже самостоятельно могут передать дви-жениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального про-изведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков, до шага польки, полуприседа и т. д.).
В старшей группе педагог добивается эмоционально-выразительного исполнения образов детьми. В старшем дошкольном возрасте усложнение требований музыкально-ритмического репертуара направлено на развитие у детей способности чувствовать, переживать, различать музыкальные образы и использовать средства их выражения в движении. Умение воспринимать и передавать образ, выразительно двигаться в соответствии с музыкой формируется в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Всему этому способствуют выразительное исполнение, образный и точный показ движений, игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность действовать творчески.
В подготовительной группе дети должны осознанно от-носиться к своей роли и более качественно выполнять дви-жения.
Творческая активность детей постепенно развивается путем целенаправленного обучения, расширения музы-кального опыта, активизации чувств, воображения и мыш-ления. Так в условиях интересной, увлекательной деятель-ности — музыкально-ритмической — происходит музы-кально-эстетическое развитие ребенка.
Развитие творческих способностей ребенка на музы-кальных занятиях было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере.
Список литературы:
1. Аникин В. П. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. для пед. ин-тов по спец. 2116 «Рус. яз. и лит. в нац. шк.» / В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. – 2-е изд., дораб. – Л. : Просвещение: Ленингр. отд-ние, 1987. – 478 с.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просве-щении и образовании / Ред. и вступ. статья Е. Орловой]. – М. ; Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1965. – 151 с.
3. Безбородова Л. А. Импровизация // ВикиЧтение. [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://educ.wikireading.ru/14018.
4. Бессонов П. А. Детские песни. – М. : Тип. Бахметева, 1868. – 253 с.
5. Боркина Н. В., Новикова Н. В. Теоретическая модель раз-вития опыта творческой деятельности младших школьни-ков в процессе музыкальных занятий // Вестник Бурятского государственного университета. –2014. –№ 1-4. – С. 3-7.
6. Василенко В. А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. / Сост. Вавилова М. А., Василенко В. А., Игнатов В. И. и др. ; Под ред. А. М. Новиковой. – М. : Высшая школа, 1978.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка – М. : Просвещение, 1968. – 4215 с.
8. Жданова Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов дошкольников в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. – 1978. – № 13. – С. 37-46.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010. – 64 с.
10. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дошк. учреждений. – М. : Мнемозина, 1995. – 157 с.
11. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания: Выступление на междунар. конф. «Кабалевский – композитор, ученый, педагог». Москва, 22-25 дек. 1994 г. // Искусство в школе. - 1995. – № 2. – С. 64-65.
12. Цыбульникова Л. Ю. Вокальная импровизация. Млад-ший, средний дошкольный возраст // Мир детей. Электрон-ный ресурс. – Режим доступа: https://мир-детей. дети/ -vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/muz-zanyatiya/2956-vo-kalnaya-improvizatsiya-mladshij-srednij-doshkolnyj-vozrast.html.