МААМ-картинки

Консультация «Импровизация как средство развития»

Трошина Наталья
Консультация «Импровизация как средство развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Трошина Н. В. ,

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 158» г. о. Самара, Россия

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ

Организация музыкального воспитания в детском обра-зовательном учреждении предполагает использование на музыкальных занятиях метода импровизации – вокальной, ритмической, двигательной. В процессе импровизации, уверена Л. А. Безбородова, «дети стараются передать заданное настроение, осваивая при этом элементы музыкальной выразительности. Импровизация способствует развитию музыкально-творческих способностей дошкольников» [3].

Публикация «Консультация „Импровизация как средство развития“» размещена в разделах

Под музыкально-творческой деятельностью ребенка Н. В. Боркина, Н. В. Новикова понимают «детское импровиза-ционное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на раскры-тие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий про-дукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений и инструментального сопровождения музыкальных произведений» [5, с. 3-7].

Творческое развитие детей дошкольного возраста зави-сит от уровня усвоенных и вошедших в практику певческих и двигательных навыков, от способности тонко воспринимать музыку, от богатства воображения, от умения ориентироваться в изменяющихся ситуациях и применять свой опыт в новых условиях [12]. Л. Ю. Цыбульникова определяет задачу педагога как обучение «детей свободно общаться в коллективе, эмоционально отзываться на музыку, закреплять певческие и двигательные навыки в свободное от музыкальных занятий время, тем самым ориентируя дошкольников в песенном и танцевальном творчестве. Необходимым условием для импровизации является накопление опыта исполнительства» [12].

Проведение музыкальных занятий предполагает специ-ально для этого предназначенную программу, которая на-правлена на развитие воображения дошкольников. На занятиях даются творческие задания, они стимулируют и мотивируют детей к импровизации, к творческой активности. Воспитатель пользуется такими методами и приемами: беседы, метод показа, вокально-инструментального исполнения, диалог, дискуссии, иллюстративный метод, сочетание всех приемов по ситуации и содержанию задачи.

На первом месте по развитию детского творчества стоят музыкально-ритмические движения, что, согласно Л. С. Вы-готскому, заложено в природе детского воображения. В му-зыкально-ритмической деятельности воспитанников ис-пользуются выразительные движения, свойственные пла-стике конкретного персонажа. В музыкальном произведе-нии дети должны с легкостью узнавать и передавать обра-зы, близкие детскому опыту. Помогают в таком дополнении образа различные шаги, бег, подскоки, жесты.

Когда музыка у детей связывается с тем или иным обра-зом, они сразу начинают передавать повадки персонажей спектакля, додумывать движения для хороводов, игр, пля-сок, комбинируют уже выученные элементы танца. Детям можно предложить и самостоятельно выдумать игру, в ко-торой будут переданы особенности характера и поведения персонажей инсценировки. Следует помнить, что самостоятельно придумывать сюжет дети могут при опоре на опыт, который приобретается на музыкальных занятиях.

В младших группах акцент при создании музыкальных образов у детей идет на воспроизведении (имитации) про-стейших характерных движений (птичка машет крылышка-ми, зайчик скачет, медведь топчется). Старшие дети могут уже передать сходство, они способны к переживанию об-раза, от них можно требовать более эмоциональной выра-зительности движений.

Мимика и жесты – способ выразить свое отношение к герою (персонажу) у совсем маленьких детей дошкольного возраста, которые еще не способны легко говорить, интонировать. Они активно используют пластику своего тела для выражения чувств и эмоций. В этом может помочь слушание музыки – замечательные пластические образы возникают, иногда неожиданно глубокие и интересные. В этом контексте трудно переоценить значение образных упражнений.

Образные упражнения - это сочетание основных движе-ний с имитацией каких-либо действий, имитирующих поведение птиц, зверей и т. д. Для детей дошкольного возраста предлагается определенная последовательность применения таких образов: уже известные детям животные и птицы; заинтересовавшие их предметы; растения и явления природы; вызвавшие яркую эмоцию люди, обычные и необычные профессии (возможно, мамины или папины).

Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе идет по-своему. Так, младший возраст характеризуется активным эмоциональным реагированием ребенка на музыку. Эту эмоцию следует поддержать, грамотно привлечь внимание к музыке, подвести к умению отозваться на нее движением. Хотя не следует рассчитывать на точное соответствие движений музыке. В основе обучения детей младшего возраста – подражание действиям взрослого. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Желательно обозначать начало реакции, движения – только с момента начала звучания музыки, надо учить детей реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.

В детских садах закрепилась практика обучения детей на основе показа педагога. Этот прием нужен на начальных этапах разучивания игры, пляски, упражнения. В дальней-шем музыкальный педагог дает указания по ходу исполне-ния, поправляет действия только некоторых воспитанни-ков. В течение учебного года музыкальный педагог обучает детей различным танцевальным и образным движениям, которые затем используются в играх, танцах, хороводах.

В средней группе дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие музыкальные задания, но они еще плохо ориентируются в пространстве. Поэтому перед воспитателем (музыкальным педагогом) стоит задача обучения движению в соответст-вии с характером музыки, ее темпом, в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т. д.).

Очень важным условием для детей средней группы в вы-полнении музыкально-ритмических движений является выразительность, четкость. Однако в этом возрасте дети нуждаются еще в показе движений, в ясных, кратких пояс-нениях, поскольку они еще трудно ориентируются в про-странстве и некоторых перестроениях, таких как построе-ние в колонны, кружки и другие. Для чего приходится ме-нять последовательность разучивания игр, плясок, упраж-нений. Некоторые игры, пляски усваиваются детьми на од-ном-двух занятиях, а другие требуют более длительного времени.

Дети пятого года жизни уже имеют опыт слушания му-зыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выра-зительности (громко - тихо; высокий – низкий звук; быстро - медленно).

Движения становятся более четкими, ритмичными, со-гласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т. д.).

В играх педагог своими советами как бы помогает ребен-ку найти нужное движение, правильно под музыку передать образ. Например, в игре «Медведь и зайцы» педагог говорит: «Зайки веселые, дружные, скачут легко. Медведь ходит тяжело, вперевалочку, лапы у него большие, тяжелые.» Очень важно поощрять детей, за правильное выполнение упражнения и передачу образа.

Совпадение образного слова, музыки и движения разви-вает детское воображение, ребенок точнее передает харак-тер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.

У детей шестого и седьмого года жизни развивается слу-ховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности. Они уже самостоятельно могут передать дви-жениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального про-изведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков, до шага польки, полуприседа и т. д.).

В старшей группе педагог добивается эмоционально-выразительного исполнения образов детьми. В старшем дошкольном возрасте усложнение требований музыкально-ритмического репертуара направлено на развитие у детей способности чувствовать, переживать, различать музыкальные образы и использовать средства их выражения в движении. Умение воспринимать и передавать образ, выразительно двигаться в соответствии с музыкой формируется в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Всему этому способствуют выразительное исполнение, образный и точный показ движений, игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность действовать творчески.

В подготовительной группе дети должны осознанно от-носиться к своей роли и более качественно выполнять дви-жения.

Творческая активность детей постепенно развивается путем целенаправленного обучения, расширения музы-кального опыта, активизации чувств, воображения и мыш-ления. Так в условиях интересной, увлекательной деятель-ности — музыкально-ритмической — происходит музы-кально-эстетическое развитие ребенка.

Развитие творческих способностей ребенка на музы-кальных занятиях было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере.

Список литературы:

1. Аникин В. П. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. для пед. ин-тов по спец. 2116 «Рус. яз. и лит. в нац. шк.» / В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. – 2-е изд., дораб. – Л. : Просвещение: Ленингр. отд-ние, 1987. – 478 с.

2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просве-щении и образовании / Ред. и вступ. статья Е. Орловой]. – М. ; Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1965. – 151 с.

3. Безбородова Л. А. Импровизация // ВикиЧтение. [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://educ.wikireading.ru/14018.

4. Бессонов П. А. Детские песни. – М. : Тип. Бахметева, 1868. – 253 с.

5. Боркина Н. В., Новикова Н. В. Теоретическая модель раз-вития опыта творческой деятельности младших школьни-ков в процессе музыкальных занятий // Вестник Бурятского государственного университета. –2014. –№ 1-4. – С. 3-7.

6. Василенко В. А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. / Сост. Вавилова М. А., Василенко В. А., Игнатов В. И. и др. ; Под ред. А. М. Новиковой. – М. : Высшая школа, 1978.

7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка – М. : Просвещение, 1968. – 4215 с.

8. Жданова Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов дошкольников в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. – 1978. – № 13. – С. 37-46.

9. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010. – 64 с.

10. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дошк. учреждений. – М. : Мнемозина, 1995. – 157 с.

11. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания: Выступление на междунар. конф. «Кабалевский – композитор, ученый, педагог». Москва, 22-25 дек. 1994 г. // Искусство в школе. - 1995. – № 2. – С. 64-65.

12. Цыбульникова Л. Ю. Вокальная импровизация. Млад-ший, средний дошкольный возраст // Мир детей. Электрон-ный ресурс. – Режим доступа: https://мир-детей. дети/ -vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/muz-zanyatiya/2956-vo-kalnaya-improvizatsiya-mladshij-srednij-doshkolnyj-vozrast.html.

Публикации по теме:

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Импровизация как средство развития»
Опубликовано: 29 декабря 2019 в 17:51
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Импровизация как средство развития»» (включая файлы) размещена пользователем Трошина Наталья (УИ 1695584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД