Евгения Смирнова
Программа социального партнерства с семьей
▼ Скачать
Актуальность:
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Публикация «Программа социального партнерства с семьей» размещена в разделах
Цель: Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;
знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания
Характеристика планируемых результатов в деятельности
педагогов и родителей
Мотивационно-ценностный компонент
Родители:
осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования - целостной картины мира дошкольников; Педагоги:
осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера - взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);
обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
Родители:
знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
Педагоги:
владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно - поведенческий компонент
Родители:
реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;
активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;
Педагоги:
учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании;
признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»; детей;
Рефлексивный
Родители:
самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;
удовлетворены работой педагогов ДОУ.
Педагоги:
владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;
осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.
Родительские собрания
№ Тема родительского собрания Срок
1 Вашему ребёнку исполнилось 5 лет сентябрь
2 Мир детей + мир взрослых декабрь
3 1. Вот и стали мы старше на год
2. Правильное питание – залог здоровья апрель
4 Общее родительское собрание май
Посещения воспитанников на дому
Задачи:
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
Консультации, беседы, практикумы, оформление родительских уголков, папок-передвижек, ширм и другие формы взаимосвязи с родителями
Месяц Формы работы Тема Ответственный
сентябрь Анкетирование Письмо – диагностика «Как мы провели лето» Воспитатели
Папка-передвижка «Золотая осень» Воспитатели
Групповая консультация Психическое развитие ребёнка Педагог-психолог
Индивидуальная консультация Воспитание без ошибок
Воспитатель
Групповая консультация Организация работы логопункта. Задачи и содержание работы с детьми ФФН Учитель-логопед
Индивидуальная беседа
Памятка
Трудности воспитания и проблемы развития ребёнка
По безопасности дорожного движения
Воспитатель
Воспитатель
октябрь Групповая консультация Родители – пример для подражания Воспитатель
Папка-передвижка День рождения ребёнка - как его организовать? Воспитатель
Консультация
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения Учитель – логопед
Консультация Роль движения в жизни ребёнка Инструктор по ФК
Памятка Родителям о правах ребёнка Воспитатель
ноябрь Выставка детских работ ко Дню матери Рисуем маму вместе с папой Воспитатель
Оформление текстовой информации Профилактика плохого поведения Воспитатель
Консультация Профилактика детских заболеваний Медицинский работник
Консультация По дороге домой
Воспитатель
День добрых дел Совместное изготовление и развешивание кормушек для птиц Воспитатель
декабрь Текстовая информация Музыка в жизни ребенка Музыкальный руководитель
Памятка Ребёнок и компьютер Воспитатели
Консультация Как привить ребёнку любовь к спорту Инструктор по ФК
Папка – передвижка Правила дорожного движения
Воспитатели
Оформление рекомендаций По безопасному поведению
Воспитатели
Консультация Если Ваш ребёнок часто дерётся с детьми Педагог – психолог
Конкурс поделок Ногодний серпантин Воспитатели
январь Текстовая информация Играйте вместе с детьми Воспитатели
Анкетирование Ребёнок и игра Воспитатели
Папка - передвижка Наблюдайте зимой Воспитатели
Викторины практикумы Роль семьи в социально-нравственном развитии ребёнка Социальный педагог
февраль Фотовыставка Делимся семейным опытом Воспитатели
Рекомендации Особенности физического воспитания детей при поступлении их в школу Воспитатели
Консультация Здоровье ребёнка – забота общая Медицинская сестра
Выставка
Оформление Дембельский альбом
Особенности развития речи детей дошкольного возраста Воспитатели
Воспитатели
Памятки Правила перевозки детей в автомобиле Воспитатели
Папка - передвижка День Защитника Отечества Воспитатели
март Выставка творческих работ Моей любимой мамочке Воспитатели
Консультация Как развивать таланты ребёнка Педагог – психолог
Консультация Гиперактивность – как быть? Учитель – логопед
Консультация Физкультура и труд – здоровье сберегут Инструктор по ФК
Папка – передвижка История праздника «8 марта»
Воспитатели
апрель Рекомендации родителям Наказание и их последствия Воспитатели
Акция Украсим нашу Землю Воспитатели
Памятка Ох уж, эти бабушки
Причины детского дорожного травматизма Воспитатели
Анкетирование Семья и детский сад Воспитатели
Итоговое занятие Наши успехи Воспитатели
май Оформлению группового участка Летние заботы Воспитатели
Родители
Информационный коллаж Мои родные защищали Родину Воспитатели
Выставка Семейные реликвии Воспитатели
Л
Е
Т
О Консультации Летний отдых с пользой
Безопасный отдых детей у воды
Игры детей на природе
Питание детей 5-6лет
Профилактика ОКИ
Чем заняться с ребенком в отпуске
Воспитатели,
Педагог – психолог, медицинский работник,
инструктор по ФИЗО, учитель – логопед.