Светлана Щетинина
Проект социального взаимодействия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект системы взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами.
Актуальность
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед дошкольными образовательными учреждениями ставится триединая цель:
Публикация «Проект социального взаимодействия в ДОУ» размещена в разделах
- воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
- свободного гражданина (субъекта истории, общества);
- творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
- воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе вос-произведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).
Дошкольное образовательное учреждение, учитывая материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не способно обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлечь к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, который понимается нами как совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных институтов, с которыми ДОУ могло осуществлять взаимодействие, об условиях этого сотрудничества, его формах и т. д.
Цель:
формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными институтами.
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо:
• четко осознавать миссию ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
• владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
• предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).
Задачи:
1. Выделить и четко определить субъекты партнерских отношений, а также тех институтов (организаций, которые могут правомерно их представлять.
2. Определить объекты партнерских отношений.
3. Выработать стратегию, соответствующей общей цели, а также тактику ее достижения. Спланировать совместную деятельность, назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.
4. Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами: государственными структурами и органами местного самоуправления; учреждениями здравоохранения; учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.
5. Осуществлять контроль выполнения условий договоров.
6. Проводить мониторинг.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный (знакомство). На этом этапе определяются общие цели, общие ценности, ресурсная база сторон и формы взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, поселка и т. д. ; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Следующий этап – практический (совместная деятельность, основанная на доверии). Порядочность, продуктивность, поддержка. На этом этапе будущие партнёры, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы. Цель этапа - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.
И последний – заключительный этап (партнерство) Доброволь-ность, долговременность, взаимная ответственность. Необходимым условием партнёрских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Цель этого этапа – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
№ Мероприятия проекта Этапы,сроки их выполнения Исполнители
1. Поиск социальных партнёров.
-Провести анализ социального окружения детского сада.
-Принять решение о необходимости взаимодействия с конкретным социальным партнером.
-Проинформировать социального партнера о желании детского сада осуществлять сотрудничество.
-Получить согласие (несогласие) социального партне-ра на взаимодействие.
1 этап – подготовительный
сентябрь - октябрь администрация,творческая группа ДОУ
2. Формирование нормативно-правовой базы.
-Заключить договор о сотрудничестве.
3. Определение степени участия каждого социального партнёра в реализации проекта.
4. Формирование мотивационной готовности всех участников
5. Определение направлений взаимовыгодного со-трудничества.
- разработать план совместных действий по ре-шению обозначенной проблемы; согласовать разрабо-танный план.
2 этап – практиче-ский ноябрь - май
1. Постановка обеими сторонами целей и задач, оп-ределение содержания совместной деятельности.
- Провести переговоры с социальным партнером, в ходе которых необходимо обозначить: цель взаимо-действия, сроки сотрудничества (месяц, полгода, год, содержание общения, наиболее привлекательные для каждой стороны формы сотрудничества; администрация,
творческая группа ДОУ,
ответственные в группах социального партнерства
2. Проведение запланированных мероприятия, ак-ции, иных форм сотрудничества; при необходимости – внести коррективы в разработанный план в случае невозможности проведения мероприятия или потребности изменения сроков его проведения.
3. Осуществление необходимого взаимодействия пред-ставителей детского сада и социального партнера в ходе подготовки мероприятий.
4. Провести оценку результативности взаимодействия; определить сильные стороны сотрудничества, трудно-сти и проблемы, возникающие в ходе совместной ра-боты; совместно обсудить полученные результаты; принять решение о дальнейшем сотрудничестве.
3 этап – оценочно – рефлексивный июнь администрация,творческая группа ДОУ
1. В случае принятия положительного решения детский сад продолжает взаимодействие с социальным партне-ром и начинает осуществлять совместные действия со второго этапа.
Предполагаемый результат
• расширение кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
• сформируются навыки общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
• повысится качество образовательных услуг и уровень реализации стан-дартов дошкольного образования.
А также:
1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.
2. Становление уровня социальной компетенции участников образова-тельного процесса, направленных на активное освоение мира.
3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
5. Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
Социальный эффект:
• разрушение привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
• развитие позитивного общественного мнения о своем учреждении;
• повышение спроса на образовательные услуги для детей и обеспечение их доступности для максимального количества семей;
• улучшение подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде;
• творческое саморазвитие участников образовательного процесса.
Риски
1) Уровень педагогической компетентности партнеров не позволяет им за-нять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
2) Низкая мотивационная готовность всех субъектов образовательного процесса к изменению содержания работы по формированию сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого, социальных институтов поселка.
3) Удаленность социальных партнеров территориально (отсутствие своего транспорта).