Ирина Вьюжанина
ИКТ — педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
ИКТ — педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания
Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель (1858 – 1918)
Потребность в образовательных реформах, вызванная различными факторами общественного развития, порождает инновационные процессы в образовании.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно – воспитательного процесса : администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Публикация «ИКТ — педагогическая технология как основа повышения эффективности обучения и воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
В настоящее время любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом – профессионалом.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный и образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.
В образовательной практике, для создания благоприятных условий развития детей, используется множество технологий обучения и воспитания :
- ИКТ технология (информационно-коммуникативные технологии);
- здоровье-сберегающая технология в физкультурно-оздоровительной деятельности;
- технология детского экспериментирования;
- технология проектирования;
- игровая технология;
- технология моделирования проблемных ситуаций;
- технология исследовательской деятельности;
- интерактивная технология;
- личностно-ориентированная технология;
- технология ТРИЗ;
- коммуникативная технология и др.
Одной из инновационных и ключевых технологий является информационно – коммуникационная технология (ИКТ, которая способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности дошкольников. Педагоги ДОУ должны уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, создавать свои образовательные ресурсы и широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.
Основные формы использования ИКТ в работе ДОУ:
-подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок – передвижек;
-подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
-оформление групповой документации;
-создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;
-использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
-использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно – методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
-использование интерактивной доски
-обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
-оформление буклетов, электронного портфолио группы, портфолио самих педагогов (досье, собрание достижений, фиксация успехов);
-создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
-создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы;
-участие в форумах в сетевых педагогических сообществах.
Считая данную тему актуальной, на сегодняшний день в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально – технической базы. На данный момент у нас имеются 5 компьютеров (есть возможность выхода в Internet, 3 ксерокса, сканер, 3 принтера, мультимедийный проектор, 3 интерактивных доски.
В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.
Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно – образовательного процесса и управленческой деятельности. В методическом кабинете создан электронный банк данных: информационная база педагогов, в которой занесены сведения о стаже работы, сроках прохождения аттестации, участия в методической работе ДОУ, участие в профессиональных конкурсах. Ведутся электронные методические папки, в которых педагоги собирают свой наработанный материал (конспекты занятий, консультации и др.)
Ежегодно обновляется база сведений о родителях (неполные, многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в СОП).
Кроме этого информационные технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении родительских собраний использование мультимедийного оборудования позволило представить вниманию родителей фото, видеоматериалы о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, подготовке детей к обучению в школе.
Наши перспективы:
-пополнять информационно-материально-техническую базу в нашем ДОУ;
-обеспечение информационной среды, просветительской работы и координации взаимодействия ДОУ и семьи средствами наглядной пропаганды;
-как можно чаще разрабатывать систему мероприятий, ориентированных на повышение ИКТ.
Мы уверены, что программа информатизации в ДОУ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Список литературы:
1. Кораблев А. А. Информационно – телекоммуникационные технологии в образовательном процессе/ Школа. -2006.-№2.-с. 37-39
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. -2003