Светлана Могилевец
Интерактивная технология обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу посмотреть притчу.
СЛАЙД № 2
«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках»
СЛАЙД № 3
Публикация «Интерактивная технология обучения дошкольников» размещена в разделах
Пройдет немного времени, и наши дошколята станут первоклашками. В наших руках есть возможность помочь ребятам подготовиться к школе так, чтобы они не испытывали трудности в усвоении школьной программы. Школьная программа будет лучше усваиваться, если будет сформирована школьная готовность.
Слайд № 4
Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы.
В свете введения ФГОС в образовании взгляды на образовательный процесс в школе и детском саду становятся одинаковы, и цель преследуется одна: развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Если сказать другими славами, то мы сейчас стараемся реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.
В Федеральных государственных требованиях определено, что психолого-педагогическая работа по освоению детьми всех образовательных областей ориентирована на развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств. Задачи образовательных областей должны решаться в процессе интегрированной деятельности детей и адекватной возрасту форме
Слайд № 5
Что касается готовности к школьному обучению, то она складывается из нескольких показателей.
• физическая,
• специальная (педагогическая,
• и психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовность.
Хочется сказать, что они все должны формироваться в совокупности и ни один из ее видов не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не будет развивать навыки коммуникации.
СЛАЙД № 6 - 7
Поэтому мы решили, что для нас, актуальна интерактивная технология обучения, которая способствует всестороннему развитию дошкольников и направлена на формирование у них новых качеств и умений.
Что же такое интерактивная технология обучения?
Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.
Интерактивным, по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Создаются комфортные условия обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.
Технология интерактивного обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
СЛАЙД № 8 - 9
Интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация», а именно:
• развивают свободное общение со взрослыми и детьми;
• развивают все компоненты устной речи детей;
• способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.
Необходимо ребенка научить общаться: (Слушать собеседника, не перебивая, говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль; если не понял, то переспросить. От его внимательности во многом зависит результат работы.)
Слайд № 10
Приемов интерактивного обучения, которые могут быть использованы в ДОУ, существует большое количество.
При этом их внедрение в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• младшая группа – хоровод;
• средняя группа – хоровод, цепочка; интервью
• старшая группа – хоровод, цепочка, интервью, работа в парах, работа в малых группах (тройках);
• подготовительная к школе группа – хоровод, цепочка, интервью, работа в парах, работа в малых группах (тройках, карусель, аквариум, большой круг, дерево знаний.
Дадим характеристику некоторым приемам.
Слайд 11
«Хоровод»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
«Съедобное – не съедобное»
«Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.
- противоположности
Слайд 12
«Цепочка»
прием «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.
Основой этого приема составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
- Рассказать сказку
- Подобрать к существительному глаголы или прилагательные.
- Называть слова на последний звук слова. «Города»
- назвать пословицы о дружбе.
- назвать сказки в которых есть сказочный герой волк
Слайд 13
«Работа в парах»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.
-«назови первый звук в слове»
-работа по мнематаблицам
Слайд 14
«Работа в малых группах»
В режиме этого приема отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.
Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
Надо разделиться на две группы. Решить какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей».
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода.
Первое, чему нужно научить детей – это проверять друг друга.
Следующий этап: нужно научить детей обсуждать
Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их
- рассказывание сказки по сюжетным картинкам
Слайд 15
«Карусель»
Такой прием внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и этостимулирует общение между детьми.
Он «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
Для того необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.
Или еще игра «Живое- неживое»
Слайд 16
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью».
Благодаря использованию этого приема у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
На этапе закрепления, обобщения знаний, воспитатель использует прием «Интервью». Благодаря её использованию у детей активно развивается диалогическая речь.
Слайд 17
«Большой круг»
Прием «Большой круг» - который позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
Воспитатель задает детям вопрос, например «Откуда взялась лужа?» и дети
Слайд 18
«Дерево знаний»
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется прием «Дерево знаний». Он развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.
Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
Для этого вам нужно договориться с кем вы будете работать в паре и вспомнить правила работы в парах.
Возьмите с «дерева знаний» большую карту, прочитайте слог и подберите к нему такие картинки в названии которых есть данный слог, после выполнения задания договоритесь кто будет отвечать.
Каждая пара выбирает карту и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок. Договариваются, кто из пары будет отвечать.
Вывод 19
Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.