Евгения Бадмаева
ИКТ на уроках бурятского языка
Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном этапе связана с инновационными процессами.
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебных заведениях. Это не только новые технологические средства, но и новые формы преподавания.
Публикация «ИКТ на уроках бурятского языка» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Республика Бурятия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2021
Основными целями применения ИКТ на уроках бурятского языка являются : повышение мотивации к изучению бурятского языка; совершенствование коммуникативной компетенции; увеличение коммуникативной компетентности; расширение объема знаний о социокультурной специфике республики Бурятия. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся в информационных технологиях, ИКТ можно использовать в качестве мощного инструмента развития мотивации. Использование интерактивных технологий на уроках показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять инициативу, высказывать собственное мнение.
Использование ИКТ в учебной и внеучебной работе является еще одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей и повышения качества обучения. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Необходимость использования современных информационных технологий в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов. Общение с компьютером дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, речь, логическое и образное мышление.
Наряду с технологиями сотрудничества, проектной, информационно – коммуникационной технологией, использую в своей работе технологию проблемного обучения, так как с ее помощью в учениках развивается стремление понять, объяснить, интерпретировать явления или события, предоставленные им для анализа, решить задачу – проблему, устранить препятствие, создающее психологический барьер для осуществления познавательного процесса. Например, при обучении просмотровому чтению (нахождении в уже прочитанном тексте необходимой информации) предлагаю определить. В какой части текста находится ответ на поставленный вопрос, какие ключевые слова помогают при поиске запрашиваемой информации. При обучении пониманию прочитанного и выделению основных смыслов и главной идеи текстов, продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях. Часто приходится придумывать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, самой подытоживать главное, опираясь на ответы учеников. Использование данной технологии дает положительные результаты – ученики приобретают навыки и умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
Становится совершенно очевидным тот факт, что применение современных образовательных технологий на уроках бурятского языка повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства к системе образования.
Я использую программы PowerPoint и ActivInspire для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материалов делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Также ученики могут сами создать компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. В результате использования данной технологии на среднем этапе обучения мною созданы презентации, которые могут быть применимы другими учителями на уроках бурятского языка или во внеклассной работе по предмету.
В настоящее время в учебном процессе мною систематически используется работа на интерактивной доске. Я считаю, что интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования. Дети быстро привыкают к интерактивной доске, работать на ней увлекательно и легко. Интерактивная доска позволяет мне, как учителю, воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, я имею возможность быстро и наглядно показать тот или иной приём работы. Работа с интерактивной доской становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. По УМК «Амар – мэ-эндэ!» были созданы интерактивные игры в программе. Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень.
Используя интерактивную доску, я смогла разнообразить уроки с применением ИКТ. Ученики научились пользоваться пользоваться инструментами, писать и моментально стирать. ActivBoard позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую. Ученики с интересом осваивают большинство инструментов доски.
Использование интерактивной доски на уроках значительно экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной деятельности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе, повышает мотивацию обучения. Все ученики хотят выйти к электронной доске отвечать и не боятся ошибиться при этом. Таким образом, работая с электронной доской, я имею возможность проводить уроки, отвечающие самым современным требованиям.
Я стараюсь использовать ИКТ на уроках систематически. При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала стараюсь соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а именно:
•понятность, доступность, соответствие возрастным особенностям младших школьников;
•систематичность использования;
•серьёзный отбор материала по содержанию и по объёму.