Елена Стройкова
Игры-эксперименты и занимательные исследования для старших дошкольников с признаками одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у «потенциально одарённых» воспитанников качественно высокого уровня представлений о картине мира.
"Жизненный цикл мушек"
Цель: Понаблюдать за жизненным циклом мушек.
Материалы: Банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).
Очистить банан и положить его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся мушки, накройте банку нейлоновым чулком. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.
Публикация «Игры-эксперименты и занимательные исследования для старших дошкольников с признаками одаренности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
"Почему, кажется, что звезды движутся по кругу"
Цель: Установить, почему звезды движутся по кругу.
Материалы: Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.
Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.
"Что выделяет растение?"
Цель: Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички. Помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1-2 суток проверяют, накопился ли в банке кислород (кислород горит, яркая вспышка пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки).
"Как устроены перья у птиц"
Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Материалы: Перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет. Изучение перьев птиц с помощью лупы и микроскопа.
"Добываем пресную воду из соленой воды. "
Цель: Найти способ добывания пресной воды из соленой воды.
Материалы: Таз с питьевой водой, поваренная соль, ложка для размешивания, чайные ложки по количеству детей, высокий пластиковый стакан, камешки (галька, полиэтиленовая пленка.
В таз с соленой водой помещается стаканчик, таким образом, чтоб вода в него не попадала. На таз натягивается целлофановая пленка, над стаканом делается дырочка и сверху кладется небольшой камень.
"Способ разделения перемешанных соли и перца"
Цель: Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Материалы: Чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер.
С помощью статического электричества (натереть воздушный шарик шерстяной тканью) отделяем перец от соли.
"Гибкая вода"
Цель: Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Материалы: Раковина и водопроводный кран, воздушный шарик, шерстяной свитер.
Натереть воздушный шар шерстяной тканью и поднести к тонкой струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика.
"Упрямый воздух"
Цель: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Материалы: Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).
Воспитанники проводят манипуляции со шприцем (сначала с пустым, потом набирают в него воду при разных положениях поршня).
"На орбите"
Цель: Установить, что удерживает спутники на орбите.
Материалы: Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра.
Шарик помещается в ведро. При переворачивании ведра шарик выскакивает из ведра. Но при вращении ведра по кругу за веревку, шарик остается в ведре
"Темный космос"
Цель: Узнать, почему в космосе темно.
Материалы: Фонарик, стол, линейка,
Помещаем фонарик на край стола, затемняем комнату, оставив только включенный фонарь. Находим луч света и пытаемся проследить его, поднося руки на расстоянии примерно 30 см от фонаря. На руке появляется круг света, но между фонарем и рукой его почти не видно.
"Далеко — близко"
Цель: Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха.
Материалы: Два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).
Два термометра располагаются на разном расстоянии от лампы. Температура сравнивается. По аналогии с экспериментом делается вывод о том, что чем дальше планета от солнца, тем она имеет меньшую температуру.
"Необычная картина"
Цель: Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины.
Материалы: Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла.
На парафиновой пластинке с помощью магнита и металлических опилок делаем узор. Далее, с помощью воспитателя нагреваем пластинку, чтоб парафин стал мягким, и накрываем сверху стеклышком.
"Полярное сияние"
Цель: Понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.
Материалы: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.
Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки.
"Подводная лодка из яйца"
Цель: Объяснить, что любая примесь в воде меняет ее свойство (плотность).
Материалы: 3 банки, вода, соль, яйцо.
Яйцо опускается сначала в банку с пресной водой, затем с соленой. После, предложить детям смешать пресную и соленую воду в таких пропорциях, чтобы яйцо плавало в глубине воды.
"Куда делся запах"
Цель: Познакомить с явлением адсорбции.
Материалы: Банка с запахом одеколона, кукурузные палочки.
В банку с запахом поместить кукурузные палочки, закрыть крышкой. Через 2 часа, открыв банку, запаха в ней мы не обнаружим.
"Опыт с дождевыми червями"
Цель: Наглядно показать жизнедеятельность дождевых червей.
Материалы: Большая банка, земля, песок, сухие листья, вода, 5-6 дождевых червей. В банку насыпаем землю, затем песок и сверху листья. Проливаем все водой. Помещаем в банку червей. Через 3 дня достаем банку из темного, прохладного места и наблюдаем, что произошло.
"Песок и воздух"
Цель: Изучить влияние воздушного потока на частички песка и глины.
Материалы: 3-х литровая банка с крышкой, резиновая трубка, резиновая груша. Наблюдаем влияние ветра на песок и на глину. Эксперимент проводится с сухими и увлажненными веществами, результаты сравниваются.
"Где вода?"
Цель: Исследовать взаимодействие песка и глины с водой.
Материалы: Стаканчики с песком и глиной, емкость с водой, веточки дерева. Взаимодействие воды с песком и глиной. Куда исчезает вода, во что она впитывается быстрее, как изменяются свойства веществ после контакта с водой.
"Живые камни"
Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
Материалы: Мел, известняк, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.
Наблюдать за взаимодействием различных камней с соком лимона.
"Выращивание сталактитов"
Цель: Уточнить знания с опорой на опыты, вызвать радость открытий полученных из опытов.
Материалы: Сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка.
Используя две банки с содовым раствором и протянутую между ними шерстяную нитку, наблюдаем за появлением сталактитов и сталагмитов. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх.
"Как достать скрепку из воды не намочив рук"
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Материалы: Тазик с водой железные предметы.
Предлагается найти способ, как достать железную скрепку из тазика с водой не намочив при этом рук. В качестве помощника имеется магнит.
"Полярное сияние"
Цель: Дать детям понятие, что полярное сияние это - проявление магнитных сил Земли.
Материалы: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воз-душный шар, мелкие кусочки бумаги.
Положить под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выяснить, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита).
"Радужная пленка"
Цель: Познакомить со свойством света - превращаться в радужный спектр.
Материалы: Миска с водой, пузырек с лаком.
Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдать за поверхностью воды.
"Разноцветные огоньки"
Цель: Выяснить из каких цветов состоит солнечный луч.
Материалы: Противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.
Наполнить противень водой. Поставить его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместить зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Взять одной рукой лист бумаги и держать его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвинуть зеркало. Регулировать положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга.
"Кровеносная система"
Цель: Дать детям первые представления о кровеносной системе.
Материалы: Спринцовка, соединённая с капельницей, раствор марганцовокислого калия, плакат с изображением кровеносной системы человека.
С помощью данного оборудования демонстрируется работа кровеносной системы человека.
"Где спрятался пульс"
Цель: Дать детям представление о пульсе, учить находить пульс
Показать, где можно почувствовать пульс. Научить правильно его «слушать».
"Секретное письмо"
Цель: Познакомить со свойствами молока и лимонного сока при взаимодействии с бумагой и нагревании.
Материалы: Молоко, лимонный сок, лист белой бумаги, кисточка, лампа.
На бумаге написать слова или нарисовать рисунок молоком или лимонным соком. Подержать лист над лампой, посмотреть, что происходит.
"Как увидеть молнию"
Цель: Выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.
Материалы: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.
Кусочки ткани натереть воздушным шариком и разъединить. Внимательно послушать, что происходит.