Раиса Мельник
Игры в группе продлённого дня
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
игра содержит большие воспитательные возможности;
в игре ребенок познает окружающую действительность, стремится
изменить ее, одновременно изменяясь сам;
игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на психическое
Публикация «Игры в группе продлённого дня» размещена в разделах
развитие ребенка, развитие умственных действий, произвольного
поведения;
игры создают большие возможности для развития организаторских
умений и навыков детей
в играх, особенно творческих, у детей развивается воображение,
обогащается фантазия;
все виды игр способствуют развитию ощущений и восприятий, внимания,
памяти, наблюдательности, помогает развитию четкой и выразительной
речи;
подвижные игры способствуют физическому развитию детей, усилению
обмена веществ в организме, поднятию жизненного тонуса;
в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений,
постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным
правилам;
коллективные игры способствуют развитию у детей оценки, самооценки
и в целом рефлексии.
Но особое место занимают подвижные игры.
Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного
«голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен
и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их
двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство
подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды
естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки,
метание, броски и др.
Характерной особенностью подвижных игр еще является не только богатство
и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных
игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления
инициативы и творчества.
Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской
игры. (О. М. Леонтьев)
Подвижные игры в группах продленного дня стали в настоящее время
важной формой общественного воспитания детей.
Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование
и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а
также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой,
спортивными играми и туризмом.
Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических
(быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и
морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.
Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие
учащихся, укрепление их здоровья.
Необходимый подбор игр для детей младшего школьного возраста
обеспечивает правильность общего развития и роста ребенка. Чтобы удачно
подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно
учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности
психического развития.
В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по
определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения
более простых или сложных задач.
Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил. В играх
педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки,
организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из
детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми,
помогают установить с ними более тесный контакт.
игра содержит большие воспитательные возможности;
в игре ребенок познает окружающую действительность, стремится
изменить ее, одновременно изменяясь сам;
игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на психическое
развитие ребенка, развитие умственных действий, произвольного
поведения;
игры создают большие возможности для развития организаторских
умений и навыков детей
в играх, особенно творческих, у детей развивается воображение,
обогащается фантазия;
все виды игр способствуют развитию ощущений и восприятий, внимания,
памяти, наблюдательности, помогает развитию четкой и выразительной
речи;
подвижные игры способствуют физическому развитию детей, усилению
обмена веществ в организме, поднятию жизненного тонуса;
в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений,
постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным
правилам;
коллективные игры способствуют развитию у детей оценки, самооценки
и в целом рефлексии.
Но особое место занимают подвижные игры.
Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного
«голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен
и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их
двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство
подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды
естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки,
метание, броски и др.
Характерной особенностью подвижных игр еще является не только богатство
и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных
игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления
инициативы и творчества.
Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской
игры. (О. М. Леонтьев)
Подвижные игры в группах продленного дня стали в настоящее время
важной формой общественного воспитания детей.
Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование
и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а
также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой,
спортивными играми и туризмом.
Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических
(быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и
морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.
Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие
учащихся, укрепление их здоровья.
Необходимый подбор игр для детей младшего школьного возраста
обеспечивает правильность общего развития и роста ребенка. Чтобы удачно
подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно
учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности
психического развития.
В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по
определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения
более простых или сложных задач.
Подборка подвижных игр для детей младшего школьного возраста.
В оспитатель группы продлённого дня : Когина Т. В. ,
Рязанская область, Клепиковский район,
МОУ Тумская СОШ № 46 .
Цель: Организация двигательной активности детей.
Задачи:
- формирование познавательного интереса к игре.
- формирование умения общаться со сверстниками.
- формирование двигательных умений и навыков; укрепление здоровья и закаливание организма.
Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, и, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
игра содержит большие воспитательные возможности;
в игре ребенок познает окружающую действительность, стремится изменить ее, одновременно изменяясь сам;
игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на психическое развитие ребенка, развитие умственных действий, произвольного поведения;
игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков детей
в играх, особенно творческих, у детей развивается воображение, обогащается фантазия;
все виды игр способствуют развитию ощущений и восприятий, внимания, памяти, наблюдательности, помогает развитию четкой и выразительной речи;
подвижные игры способствуют физическому развитию детей, усилению обмена веществ в организме, поднятию жизненного тонуса;
в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений, постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным правилам;
коллективные игры способствуют развитию у детей оценки, самооценки и в целом рефлексии.
Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Игры обогащаются, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.
Характерной особенностью подвижных игр еще является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества.
Подвижные игры в группах продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей.
Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.
Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.
Оздоровительные задачи определяют нормальное физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья.
Необходимый подбор игр для детей младшего школьного возраста обеспечивает правильность общего развития и роста ребенка. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.
В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач.
Подвижные игры можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.
1. Игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Это вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий («Охотники и утки», «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч»)
2. Игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой (спортивные игры по упрощенным правилам).
3. Игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой).
Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.
Подвижные игры в группе продлённого дня чаще организуются во время прогулок, на свежем воздухе.
ИГРЫ НА ЗАКОМСТВО
Такие игры решают несколько основных задач:
Способствуют знакомству детей в группе.
Развивают важные качества личности детей – умение понять состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность и внимание, воображение и интуицию.
Создают адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность и доверительность отношений.
Сплачивают коллектив.
Снежный ком (игра-знакомство)
Все дети садятся в круг. Первый ребёнок называет своё имя, второй называет имя первого и своё, третий – имя первого, второго и своё и т. д. Игру можно усложнить, если дети уже закомы: к имени можно прибавить какое-то качество (Коля весёлый, Марина умная и т. п.) или предмет (Аня – ананас, Вася – велосипед и т. п.)
Группы
Детям предлагается за 30 секунд объединиться в группы по различным признакам: цвет волос, глаз и т. д., внутри групп дети знакомятся.
Педагог может предложить детям построиться по разным признакам:
по росту,
по размеру обуви,
по цвету волос (от самых светлых до самых тёмных,
по количеству пуговиц,
по длине ногтей и т. д.
Верю – не верю
Игра проводится в тёмном помещении. Играющие садятся в круг, по очереди берут свечу (можно фонарик) и говорят три слова, характеризуя себя. С противоположной стороны по указанию ведущего кто-то говорит: «Верю» или «Не верю».
Путаница
Ведущим по очереди должен быть каждый из участников. Дети встают в круг, берутся за руки и запутываются, не разнимая рук. Задача ведущего – распутать получившийся «клубок», а игроков – запутаться так, чтобы не покалечить друг друга.
Групповые игры (Без разделения на команды)
Пятнашки
Пятнашки - одна из самых популярных игр. Играющие разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится «пятнашкой». В эту игру можно внести ряд дополнительных правил и осложнений, тогда она станет еще интересней. Вот некоторые из них:
Ловушка
Ребята образуют три больших круга. Всем стоящим во внутреннем круге раздают бумажные шапочки (козырьки, кокошники). Взявшись за руки, ребята с песней движутся по кругу: наружные круги в одну сторону, а внутренний - в другую. Неожиданно раздается свисток, по которому игроки двух наружных кругов попарно берутся за руки, стараясь взять в кольцо кого-нибудь из игроков внутреннего круга. Если игрок из внутреннего круга успел присесть, его не трогают. У тех же, кто попался в ловушку, отбирают шапочку. Так игра проводится несколько раз. Все ребята, которым удалось сохранить свои шапочки, считаются победителями.
У медведя во бору
Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия - опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.
Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Когда дети произнесут последнее слово - «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое-пятеро.
Берег и река
На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими
линиями "река", а по краям - "берег".все стоят на "берегах". Ведущий подает
команду: "река", и все прыгают в "реку". По команде "берег", все
выпрыгивают на "берег".
Ехал царь по лесу
Ехал царь по лесу, по лесу, по лесу нашел себе принцессу - 3 р давай с тобой
попрыгаем - 3 и ножками подрыгаем - 3 мы ручками похлопаем - 3 и
ножками потопаем - 3 давай с тобой покружимся - 3 ну, а потом подружимся
Буйволы в загоне.
Играют 10 и более человек. Ход игры : игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача – вырваться из круга. Они с разбегу пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приемы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удается, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.
Доброе, утро, охотник.
Играют 10-15 человек. Ход игры : игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, повора-чивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.
Пожарная команда.
Играют 10 и более человек. Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях, звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.
Защита крепости
На земле чертят большой круг. Все играющие становятся за линией круга, лицом к центру. Лишь один водящий остается в круге. В середине круга ставятся пять булав или кеглей. Это крепость, которую водящий должен защищать. Для игры нужен волейбольный мяч. Играющие, перебрасывая мяч между собой, стараются уловить удобный момент, когда защитник крепости зазевается, и ударом мяча сбить булавы. Защитник имеет право отбивать мяч любым способом. Тот, кому удастся разрушить крепость, становится новым защитником. Крепость может быть также сделана в виде треножника из связанных в верхней части палок. На треножник кладется мяч. Шмель: В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Мяч перекатывается внутри круга по земле. Играющие руками отбивают мяч от себя, стараясь осалить им другого. Мяч — это шмель. Если кто-либо не успеет отбить мяч и будет осален им (не выше колен, то считается ужаленным. Он поворачивается спиной к центру круга и в игре участия не принимает до тех пор, пока не будет осален следующий. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается спиной к центру. Ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.
Снеговик.
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу