Елена Яшина
Сценарий открытого занятия в форме посиделок в группе продлённого дня для учащихся 2 класса «В гостях у бабушки Дуни»
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ Танайковская ОШ
Сценарий открытого занятия
в группе продлённого дня
Тема: Посиделки
«В гостях у бабушки Дуни»
Разработала
Яшина Елена Ивановна
воспитатель группы продлённого дня
2015 г.
«…Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным».
К. Д. Ушинский
Публикация «Сценарий открытого занятия в форме посиделок в группе продлённого дня для учащихся 2 класса „В гостях у бабушки Дуни“» размещена в разделах
- Группа продленного дня, ГПД
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Открытые занятия. Конспекты
- Посиделки
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Темочки
Одной из важнейших задач в настоящее время в воспитании подрастающего поколения является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений. При ознакомлении с народным творчеством у детей развиваются познавательные процессы, эмоциональная сфера, эстетические чувства, и, конечно фольклор и его использование оказывает большое влияние на развитие творческой деятельности детей.
Тема фольклора мне близка. Я сама являюсь участницей народного ансамбля. На протяжении многих лет веду работу в направлении приобщения детей к народному творчеству, воспитывая в них бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям, развивая творческие способности детей на занятиях.
Обращение к фольклору в школьной практике дает большие результаты, когда в уроки и занятия вплетаются элементы краеведения. Я постаралась построить мероприятие на местном фольклоре.
Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей детей.
Для того чтобы поддержать интерес учащихся к фольклору, занятие проводится в форме посиделок. Приглашение на посиделки детям и гостям было оформлено в виде матрёшки.
Контингент: ученики 2 класса
Участники: дети, воспитатель
Гости : родители, учителя, ребята из других классов
Цель: знакомство с традициями русского народа, его культурой, бытом, обычаями и обрядами.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять и обобщать знания учащихся о народном фольклоре;
2. Познакомить детей с формой досуга в прошлом
Развивающие:
3. Развивать познавательные интересы учеников;
4. Обогащать словарный запас;
5. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
6. Помочь учащимся осознать свою этническую принадлежность, самобытность, общность со всем народом;
7. Формировать коммуникативные способности.
Оформление :
Посиделки проводятся в помещении, где находятся предметы русского быта. «Русская печь» (нарисованная, у печи дрова, ухваты, горшки, полка с посудой (глиняные горшки, миски, тарелки, деревянные ложки и т. д.) В углу стоит стол, на столе старинный медный самовар, баранки, кусковой сахар. На полу домотканые половики. В этом же зале оформлена выставка творческих работ учащихся.
Посиделки ведёт воспитатель, «хозяйка дома», в русском национальном костюме.
По возможности – дети также одеты в русские народные костюмы.
Оборудование:
Музыкальный центр; если включить в занятие просмотр презентации об убранстве русской избы 19 в. - компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Реквизит, атрибуты:
Коромысло с вёдрами; чугун с ухватом; ступа с пестом; деревянный гребень для кудели; прялка с веретеном; деревянные ложки, миска; валенки.
Подготовка: разучивание частушек, хоровода «Метелица».
Ход мероприятия:
Негромко звучит мелодия русской народной песни «Уж ты, Порушка-Параня».
«Хозяйка» встречает гостей с хлебом-солью на подносе, украшенном вышитым полотенцем.
На фоне песни звучит приветствие хозяйки:
Здравствуйте, красные девицы! Здравствуйте, добрые молодцы!
Гости жданные, званные, желанные!
По обычаям российским всем гостям - поклон мой низкий.
С добрым словом и любовью, с хлебом-солью! С хлебом-солью!
Будьте как дома, усаживайтесь поудобнее. Милости прошу ко мне на посиделки!
Ой, по глазам вашим вижу, не привычны вы к таким обращениям! Думаете, что только в сказках парней да девушек так называют. Может вы и правы. Да только день сегодня такой, что отправимся мы с вами, если уж не в сказку, то во времена прошлые, в старину глубокую. И расскажу я вам, как в те годы люди жили, чем занимались.
Только, чур, уговор! Я рассказывать да объяснять буду, а вы мне поможете. В забавах старинных поучаствуете. Свою ловкость да смекалку покажете. А ещё мне будет помогать Яшина Раиса Фёдоровна, хранительница танайковских традиций.
Что же такое посиделки? Как вы думаете? (ответы детей) Посиделками назывались вечера, когда собирались красны девицы да добры молодцы в большой избе, садились по лавкам, что вдоль стен стояли, друг на дружку смотрели да беседы вели. Ну, совсем как мы сейчас!
А ещё на посиделках всякие забавы да потехи придумывали. По- нынешнему называются «конкурсы». Проводились такие посиделки обычно в большой избе, у приветливых хозяев.
В избе родителей моей бабушки Дуни тоже собиралась молодёжь. Жила моя бабушка в деревянной деревенской избе, и её окружали вещи, которые вы здесь видите.
Вставали в те времена рано. Дети помогали по хозяйству управляться, например, воды принести в вёдрах на коромысле. Может, кто хочет попробовать?
Надо было с утра обед в печь поставить. Кто хочет попробовать чугун в «печь» поставить?
Помогали дети и лён трепать. Его мяли пестом в ступе, да так, что от бедного льна кострика (отходы) во все стороны летели. Кто хочет лён помять?
Получалось льняное волокно. Его вычёсывали вот таким деревянным гребнем. Получалась кудель. Её привязывали к прялке и долгими зимними вечерами пряли пряжу. У нас вместо кудели шерсть, но пряли их одинаково.
Посмотрите, как (гостья показывает, как пряли).
Раньше и половики дома ткали на специальных станках. Сегодня у нас на полу лежат именно такие половики. Они достались по наследству Чутковой Ирине Владимировне от прабабушки, т. е. им почти 100 лет.
Наступало время обеда. Бабушка Дуня подавала на стол. Кушали из деревянных мисок, деревянными ложками.
В день, назначенный для посиделок, начинали к ним готовиться с обеда. Девушки надевали красивые сарафаны, повязывали на голову ленты. Парни одевали вышитые рубахи. Когда наступал вечер, собирались на посиделки или вечёрки, как их ещё называли.
Приходили не с пустыми руками, каждый нёс рукоделие. Кто-то принимался вышивать. Вот посмотрите, какие полотенца вышила наша односельчанка Капустина Глафира Александровна.
Кто-то из девчат садился за прялку. Что они делали? (пряли пряжу) Парни тоже не скучали – кто лапти плетёт, кто верёвку вьёт, кто валенки подшивает.
А чтобы работа спорилась, девчата пели. Сейчас Раиса Фёдоровна споёт вам песню, которую в Танайкове пели издавна.
Уродилася я как в поле былинка.
Моя молодость прошла
На чужой сторонке.
Лет с одиннадцати я по людям ходила:
Где качала я детей, где коров доила.
Подоила я коров, молоко цедила,
Процедивши молоко, хоровод водила.
В хороводе я была девица красива.
Хорошая я, хороша, да плохо я одета.
Никто замуж не берёт девицу за это.
Ребята, а какие русские народные песни вы знаете? («Во поле берёза стояла» и т. д.)
Песня, которую спела наша гостья печальная. Но пели песни и весёлые, частушки. Всё то, что люди стесняются или боятся высказать прямо, легко пропевается в частушке. Сейчас вы услышите танайковские частушки, которые пропоёт наша гостья.
Вот она и заиграла –
Двадцать пять на двадцать пять.
Вот она и загуляла
Наша шаечка опять.
Вот она и заиграла-
Двадцать пять на двадцать пять.
Не хотела я влюбляться
А влюбилася опять.
Залёточка, ты мне дорог,
Залёточка, ты мне мил!
Доводи любовь до дела,
А то ты меня забыл.
Ребята, вы учили частушки. Может, вы нам их пропоёте?
На посиделках парни обычно приглядывали себе невест. А чтобы поближе подойти, познакомиться, водили хороводы. Мы с вами знаем зимний хоровод «Метелица» (обыгрывается хоровод).
1. Вдоль по улице метелица метёт,
Скоро все она дорожки заметёт.
Ай, жги, жги, говори,
Скоро все она дорожки заметёт.
2. Запряжёмте-ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, жги, говори,
В лес поедем за дровами поскорей.
3. Рысью, рысью друг за дружкой поспешим,
И скорешенько до лесу докатим.
4. Топорами мы ударим дружно в лад,
Только щепочки по лесу полетят.
5. А из лесу мы тихонечко пойдём,
А руками-то прихлопывать начнём.
6. А ногами-то прихлопывать все враз,
Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
А какие посиделки без игр! И сейчас мы с вами поиграем в русские народные игры. А как вы думаете, что раньше в забавах использовалось, какие предметы? Может быть, ракетки теннисные или кегли (ответы детей)
Конечно же, нет! На посиделках в старину с тем забавы устраивали, что под рукой или ногой было. Раньше в чём ходили? (в лаптях, а зимой в валенках). Я предлагаю вам забаву с валенками провести. Такую, что со скамеек можно было не вставать.
Вот у меня два валенка. Как видите размер у них такой, что некоторые из вас не то, что ногу – всего себя спрятать могут. Каждая команда получает по одному валенку. По моему хлопку первый человек в команде должен в валенок сперва одну ногу засунуть. Когда ваша пятка коснётся дна валенка, вы должны и вторую ногу сунуть в валенок.
А первую ногу модно обратно доставать. Когда вторая нога целиком в валенке будет, вы валенок к соседу придвиньте. Потому что теперь и сосед должен одну ногу в валенок ступить. И получится, что у вас две ноги в валенке будет. Вы встаё те и говорите громко: «С Новым годом!» И всё повторяется.
Проводится игра с валенками.
А сейчас поиграем в «Костромушку»? (вариант села Танайково).
В центре круга садятся двое (Кострома и её мать). Остальные играющие ходят вокруг, взявшись за руки, и поют:
Костромушка, Кострома,
Выходи на улицу.
Пропев эти слова, останавливаются. Мать говорит: «Просыпается».
Снова ходят по кругу и припевают эти же слова каждый раз после ответа матери Костромы. Мать отвечает:
- Умывается.
- Причёску наводит.
- Одевается.
- Обувается.
- Заболела.
- Умерла. Хоронить понесли!
«Кострома» при этом изображает, что говорит «мать». Хоронить её несут все играющие (шага три-четыре).
«Мать» укладывает всех спать (дети садятся на корточки). «Кострома» приходит «ночью», пытается рассмешить (звуками, легко касаясь детей). Уходит. «Утром» дети начинают жаловаться, что кто-то ночью им спать мешал. Мать предлагает сходить проверить Кострому. Когда дети подходят к Костроме, водящий вскакивает и старается поймать кого-либо из убегающих детей. Кто попался, становится Костромой.
Игра «Кострома»
Ну, как, понравилось играть в старинные игры? Между прочим, в них играли ваши прабабушки и прадедушки.
Долог зимний вечер. В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было. А ну-ка, отгадайте!
- Под одной шляпой четыре брата стоят? (стол)
- Два братца друг на друга смотрят, а вместе не соберутся. (пол и потолок)
- Шая-вая вот какая, шундрик-мундрик вот какой, тинтик-винтик во какой! (ковш)
- Кривой бельмес под чугун залез. (ухват)
Когда сумерки покрывали землю, повеселившаяся молодёжь расходилась по домам.
Итак, ребята, надеюсь, вы теперь знаете, что же такое посиделки?
Сегодня мы с вами заглянули в прошлое нашего народа, увидели, как талантливы наши односельчане.
Я уверена, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником и будет воспевать в своих произведениях всю красоту нашей родины – России. Спасибо вам за активность и внимание!
Вывод:
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о младших - заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром в работе воспитателя, её духовным компасом.
Считаю, что предложенный материал в настоящей работе имеет практическую значимость и может заслуживать внимания для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры и развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.