Гоцманова Инна Валерьевна
Картотека «Ролевые игры в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Семья»
Цели и задачи:
Продолжать обогащать содержание игры «Семья», учить детей самостоятельно организовывать игры, распределять роли, развивать сюжет на основе знаний, полученных ранее. Совершенствовать навыки общения, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Атрибуты:
Модульное оборудование (Можно использовать в создании игровой обстановки для любой сюжетно-ролевой игры); коттедж с комнатами (гостиная, спальня, кухня, прихожая, ванная, мелкая мебель, куклы мелких размеров.
Публикация «Картотека „Ролевые игры в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Роли:
Мамы, папы, бабушки, дедушки, сыночки, дочки, братья, сестры.
Предполагаемая деятельность:
Дети распределяют роли. Воспитатель иногда помогает в распределении ролей, если этого требует ситуация. «Члены семьи» выполняют домашние дела, ухаживают за куклами-дочками. Мамы готовят завтрак, приводят в порядок кукол-дочек, кормят их. Затем могут пойти в магазин, прийти на прием к врачу (или вызвать его на дом, пойти в парикмахерскую, погулять с дочкой, поехать куда-либо на автобус, такси. Дома бабушки (или мамы) готовят обед, занимаются уборкой, стиркой, им во всем помогают другие члены семьи. Папы идут на работу, а оставшиеся дома (они, например, работают во вторую смену или в отпуске) помогают по дому, идут в магазин, гуляют с дочкой и тому подобное.
Руководство воспитателя:
Воспитатель в качестве партнера по игре приходит в «семью» и говорит: «Здравствуйте, я ваша соседка. У меня сегодня выходной, может, вам нужна моя помощь? Я могу погулять с вашей дочкой. (Я могу помочь убраться в доме или приготовить обед)».
Заключение игры:
Воспитатель должен подходить к каждой группе, беседовать с детьми: «Кто с кем играл? Как играли? Кто кем был в игре?» В итоге говорит: «Мне понравилось, как вы играли. Мамы были заботливые и ласковые со своими дочками, папы внимательные, помогали по дому».
Игра «Больница»
Цели и задачи:
Совершенствовать навыки общения, учить вежливости, деликатности, чуткости, предупредительности. Вызывать у детей желание придти на помощь.
Атрибуты:
Халаты для врачей и медсестер, набор «Маленький доктор», сумочка для выезда на дом, условные игрушки: карточки больных, справки, рецепты, горчичники, медикаменты, таблица для проверки зрения.
Роли:
Врачи (педиатр, окулист, медсестра (процедурная или в регистратуре, продавец аптеки, больные-пациенты.
Предполагаемая деятельность:
Врач готовится к приему, приветливо встречает пациентов, выслушивает жалобы, осматривает, окулист проверяет остроту зрения, выписывает рецепты, справки. Если будет вызов на дом, педиатр выезжает на дом к больному. Медсестра процедурного кабинета выполняет назначения врача: делает уколы, перевязки, ставит банки, горчичники. Медсестра регистратуры записывает на прием к врачу, находит карточку больного, выписывает справки, ставит печать на рецепты. Продавец аптеки выдает лекарства по рецептам, объясняет, как принимать те или иные лекарства.
Руководство воспитателя:
Воспитатель подключается к игре и руководит ею через роль.
Заключение игры:
Если это необходимо, воспитатель подходит к детям, кратко подводит итог, обращая внимание на взаимоотношения, взаимопомощь, внимание, заботу, вежливость.
Игра «Кафе»
Цели и задачи:
Продолжать обогащать содержание игр детей, учить самостоятельно, организовывать игру, совершенствовать ролевое общение, взаимоотношение детей, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Атрибуты:
Халаты для продавцов и кассира, кассовый аппарат (условная игрушка, сладости, напитки (условные игрушки и игрушки-заместители).
Роли:
Продавец, кассир, посетители-покупатели.
Предполагаемая деятельность:
Продавец с кассиром расставляют товар на витрине, принимают вновь поступивший товар, в отсутствии покупателей-посетителей моют посуду, производят уборку. Продавец обслуживает покупателей, продает сладости, напитки. Кассир подсчитывает стоимость, получает деньги (воображаемые, пробивает чек.
Руководство воспитателя:
Воспитатель подключается к игре «Кафе» и руководит ею через роль. Например, в роли прохожей, приезжей побуждает детей к игре «Кафе»: «Я приезжала из другого города. Скажите, пожалуйста, где можно пообедать? У вас в городе есть кафе? Оно сегодня будет работать?»
Заключение игры:
Если это необходимо, воспитатель подходит к детям, кратко подводит итог, обращая внимание на взаимоотношения, взаимопомощь, внимание, взаимовыручку, вежливость, тактичность, деликатность.
Игра «Видеосалон»
Цели и задачи:
Учить вежливости, деликатности. Формировать культуру поведения в обществе, дисциплинированность.
Атрибуты:
Бутафорские телевизор, видео, набор картинок («фильм для детей»). Видеосалон дети могут построить из крупного строительного материала.
Роли:
Оператор, кассир, зрители.
Предполагаемая деятельность:
Кассир продает билеты на сеанс, (это может сделать и сам оператор). Оператор показывает фильм (рассказывает с использованием картинок-иллюстраций сказку для детей).
Руководство воспитателя:
Воспитатель подключается к игре и руководит ею через второстепенную роль. Например, в роли прохожей, приезжей побуждает детей к игре «Видеосалон»: «Я приезжала из другого города. Скажите, пожалуйста, где можно посмотреть интересный фильм? У вас в городе есть видеосалон? Он сегодня будет работать?» В процессе игровой деятельности воспитатель использует прием обучения фантазирования, придумывание новой сказки, нового сюжета игры. Например, воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и подключается к разговору. Показывает иллюстрации или персонажей настольного театра. (Например, Колобка или красную Шапочку) и спрашивает: «Как вы думаете, из какой они сказки? А если бы они встретились в одной сказке, что получилось? Если бы Красная Шапочка попала в сказку к Колобку? А если бы наоборот?» Дети придумывают свои варианты. «Какую мы с вами интересную сказку придумали. Ее можно показать другим детям. Им тоже будет интересно».
Заключение игры:
(Если это необходимо, воспитатель подходит к детям, кратко подводит итог, обращая внимание на взаимоотношения, культуру поведения в обществе.
Игра «Парикмахерская»
Цели и задачи:
Воспитывать навыки личной гигиены: быть опрятными и аккуратными. Формировать культуру поведения в обществе. Учить вежливости, деликатности.
Атрибуты:
Набор для парикмахера, пелерина для парикмахера, тумбочка с зеркалом, условный фен, расчески, ножницы, банты, заколки для причесок, флаконы с косметическими веществами.
Роли:
Парикмахер, клиенты.
Предполагаемая деятельность:
Парикмахер готовится к приему клиентов. «Понарошку» подстригает, причесывает, привязывает банты, делает прически.
Руководство воспитателя:
Воспитатель подключается к игре и руководит ею через роль. Например, в роли прохожей, приезжей побуждает детей к игре «Парикмахерская»: «Я приезжала из другого города. Скажите, пожалуйста, у вас в городе есть парикмахерская? Она сегодня будет работать?»
Заключение игры:
Если это необходимо, воспитатель подходит к детям, кратко подводит итог, обращая внимание на взаимоотношения, взаимопомощь, как необходимо быть опрятным и аккуратным.
Игра «Гараж»
Цели и задачи:
Воспитывать дружеские взаимоотношения, трудолюбие, опрятность.
Атрибуты:
Фуражка для шофера, картинки-символы с изображением разных видов машин (автобус, скорая помощь, такси, грузовик, руль, инструменты для ремонта (игрушки-заместители, рабочие рукавицы, игрушечные машины.
Роли:
Шофера, мастера-ремонтники, диспетчер, пассажиры.
Предполагаемая деятельность:
Шофер автобуса (такси) готовит рабочее место, проходит медосмотр, заправляет машину бензином, отправляется в рейс. Перевозит пассажиров, продает воображаемые талоны, объявляет остановки. Работники гаража обустраивают гараж, смотровую яму, диспетчерскую, бензоколонку. Если машина «сломалась», шоферы или ремонтники «ремонтируют» ее. Для этого надевают рабочие рукавицы, используют вместо инструментов игрушки-заместители. Диспетчер направляет шоферов на медосмотр, выдает путевку, талоны на бензин.
Руководство воспитателя:
Если будет нужна помощь и вмешательство воспитателя в игру «Гараж», то он может сказать: «Мне пора на работу, я работаю диспетчером в гараже.» В роли диспетчера воспитатель может координировать действия играющих в этой подгруппе ребят: направлять шоферов на медосмотр, вызывать машины на профилактический ремонт, на заправку.
Заключение игры:
Воспитатель должен подходить к каждой группе, беседовать с детьми: «Кто с кем играл? Как играли? Кто кем был в игре?» В итоге говорит: «Мне понравилось, как вы играли». Обращает внимание на взаимоотношения, взаимопомощь, взаимовыручку.
Игра «Школа»
Цели и задачи:
Формировать взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательность, воспитывать положительные чувства и привычки. Учить внимательно, относиться к малышам, уважать старших.
Атрибуты:
Модульное оборудование, классная доска, мел, тетради, учебники, авторучки, карандаши, звонок-колокольчик.
Роли:
Учитель (или пения, или физкультуры, ученики.
Предполагаемая деятельность:
Учитель ведет уроки, учит своих учеников читать, считать, писать; объясняет задания, задает вопросы и так далее. На переменах играет с ними. После уроков может пойти с учениками в театр или на экскурсию в зоопарк.
Руководство воспитателя:
Воспитатель участвует в игре, при необходимости через роль координирует, корректирует ее. Воспитатель в роли мамы одной из учениц, просит разрешения присутствовать на уроке (наблюдает за выполнением игровых действий, ролевыми диалогами) или после окончания уроков приходит к учителю и спрашивает о том, как занималась дочка, что делали на уроках, что задали на дом.
В конце игры воспитатель вместе с детьми подводит итог игры.