Машилова Анна
Картотека игр-ситуаций для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1.«Кукла Маша собирается гулять»
Цели: формировать навык последовательных действий одевания на прогулку;
закрепить представления детей об одежде, назначении вещей; воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
Ход игры
1 Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда» :
Наденем на ножки
Новые сапожки,
Пустим по дорожке.
Будет Катенька ходить,
Сапожки новые носить.
2 Сообщение воспитателя о том, что Катя уже позавтракала и хочет гулять (подвести детей к выводу : «Надо одеть куклу на прогулку»).
3 Показ и рассматривание одежды куклы Кати.
Публикация «Картотека игр-ситуаций для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Темочки
4 Совместная деятельность воспитателя с детьми: последовательное одевание куклы на прогулку ( чтение потешек: «Моя Катя маленька.»; «На
дворе большой мороз.»; Вот они сапожки.»).
Моя Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Теплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей.
2.«Машина едет по улице»
Цели: знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов. Выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир); воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.
Ход игры
Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, воспитатель спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется. подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет но городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их). к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия («Я поеду в гараж», Мне надо ехать на дачу. Примечание. К З годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.
3.«Научим куклу Катю раздеваться»
Цели: помочь детям запомнить последовательность раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду.
Ход игры
1 .Воспитатель говорит, что кукла Катя вернулась с прогулки (подвести
детей к выводу : «Надо помочь кукле Кате раздеться после прогулки»).
2. Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться и
складывать вещи в шкаф (раздевание сопровождать чтением стихотворения
3 Александровой «Катя в яслях»; а складывание - чтением стихотворения
А. Барто «Маша-растеряша»).
4.«Катя простудилась»
Цели: формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при
чихании и кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.
Ход игры
1 Воспитатель показывает куклу Катю в хорошо отглаженном платье, с чистым носовым платком в кармане.
2 Приветствие куклы.
3 Воспитатель сообщает о том, что кукла простудилась и что у нее есть
носовой платок, а вот как пользоваться им, она не знает.
4 Воспитатель показывает и поясняет правила пользования носовым
платком, как складывать его после употребления, убирать в кармане (побуждать детей к повторению действий).
5 Прощание с куклой.
5.«Прокатим лисичку в автобусе»
Цели: знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов. Выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир); воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.
Ход игры
Воспитатель приносит игрушечную лисичку, ставит неподалеку от автобуса и говорит: «Лисичка-сестричка, что ты тут стоишь? Автобуса дожидаешься? А куда едешь? В деревню? Давно автобуса нет? Может, он сломался? А вот и автобус. (Показывает на игрушку.) На нем можно ехать в любое путешествие. И я с тобой поеду. Куплю в деревне молока, сметаны, творога. Где же водитель? Кто нас отвезет в деревню? Игорь, ты водитель автобуса? Нет? А кто? Гена? Гена, иди скорее, автобусу пора ехать. Оля, твоя кукла Катя куда сегодня поедет? На рынок? Этот автобус на рынок не идет. Подожди, будет следующий автобус. Кто отвезет Катю и Олю на рынок? Миша, отвези, пожалуйста. А мы поехали».
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесо
(Руки в кулаках крутят одну вокруг другой)
Едет, едет наш автобус
Дворниками вжик, вжик
(Руки сгибают в локтях и двигают в стороны параллельно друг другу)
Едет, едет наш автобус
Крутит, крутит руль, руль
(Руки держат и поворачивают воображаемый руль)
Едет, едет наш автобус
Двери открываются, двери закрываются
(Ладони открывают и закрывают лицо)
Едет, едет наш автобус
И гудит: «бип-бип»
6. «На лесной тропинке»
Цель: побуждать к двигательной импровизации; развивать речь.
расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей в лес. Говорит детям: «В лесу много снега – ни проехать, ни пройти. Надо протоптать тропинки».
Воспитатель.
Топ-топ да топ-топ.
Топ-топ да топ-топ.
(Дети притопывают на месте ногой.)
Едут, едут по дорожке
Наши маленькие ножки.
(Дети двигаются топающим шагом.)
Топ-топ да топ-топ.
Топ-топ да топ-топ.
(Дети притопывают на месте ногой.)
Мы шагаем понемножку,
Протоптали мы дорожку.
(Дети шагают, высоко поднимая ноги.)
Дети.
Зайки! Можете скакать!
Лисы! Можете бежать!
Гладкую дорожку
Протоптали ножки!
7.«Обитатели бабушкиного двора»
Цель: расширить знания детей о домашних животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Ход игры
Воспитатель готовит домашних животных (утка, поросенок, корова, кошка). Можно проиграть игровую ситуацию «Едем в деревню» и продолжить ее. В деревне воспитатель радуется встрече с обитателями бабушкиного двора. Спрашивает детей, знают ли они, что это за животные.
Воспитатель. Вот моя любимая коровка, Буренушка. Как коровка мычит? Му-у-у! (Дает ребенку игрушечную корову.)
Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше дай!
В. Берестов
Подходите, дети, к коровушке, она молочка даст. (Воображаемые действия.) Вот на пороге сидит моя любимая кошечка Мурка. Она любит, когда ее гладят. Как она мурлычет? Мур-р-р! (Дает ребенку игрушечную кошку.)
Мур-мур-мур, —
Мурлычет кошка, —
Ты погладь меня немножко!
От тепла и ласки
Я зажмурю глазки!
М. Дружинина
Вот гусь пьет воду из корыта, как он гогочет? Га-га-га! Давайте с гусем поговорим. (Дает ребенку игрушечного гуся.)
-Ты куда поплыл, мой гусь?
-Не волнуйся! Я вернусь!
Посмотреть хочу, га-га,
На другие берега!
М. Дружинина
Примечание. Дети исполняют роли животных, повторяя слова роли вместе с воспитателем так, как умеют. Главное здесь — почувствовать ролевой диалог.
8. «Знакомство с кормушкой»
Цель: формировать представления детей о жизни птиц зимой, закреплять знания детей о зимних явлениях природы; учить различать птиц: синиц, воробьев, голубей, ворон; развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц; воспитывать сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Ход игры (начинается в группе).
Воспитатель: детки, рано утром, когда я первая пришла в детский сад, в почтовом ящике лежало письмо (показывает красивый конверт). Вы хотите узнать, что там внутри? Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем. Воспитатель достает из конверта письмо и показывает картинку с изображением гномика:
- Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки, я- маленький гномик, а зовут меня Тоша. Вы мне очень нравитесь, добрые и веселые дети, поэтому я решил сделать вам подарок. А что я вам подарил, вы узнаете, когда выйдете на улицу гулять. Вы хотите узнать, что же Тоша оставил нам в подарок? Тогда скорее идем одеваться на прогулку. Выйдя с детьми на участок, воспитатель предлагает внимательно посмотреть вокруг и найти подарок Тоши. Дети находят кормушку.
- Вот какой подарок оставил нам гномик Тоша. А кто из вас знает, что это такое? Этот красивый домик называется кормушка (проговаривание вместе с детьми). А для кого эта кормушка? Для птичек. Сейчас на улице зима: холодно и много снега (обращает внимание детей, как тепло они одеты, птицам трудно найти корм, поэтому люди развешивают кормушки и насыпают в них корм для птиц.
Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать. (А. Чепурнов)
- У кормушки есть дно, куда насыпают корм. А что же любят птички? (зернышки, хлебные крошки, семечки). Есть крыша, она укрывает корм от снега. Еще есть веревочка, за которое ее подвешивают на дерево, чтобы ни кошки, ни собаки их не достали.
- Тоша подарил нам кормушку, чтобы мы кормили птиц. Приготовьте свои ладошки, я вам положу корм и вы их насыпьте в кормушку. Хлебные крошки нужно размять руками, так как у птичек тоненький и острый клюв.
После того, как дети насыпят корм в кормушку, воспитатель вешает её на дерево и говорит:
- Завтра на прогулке мы посмотрим, склевали птички корм. А может мы уже сегодня увидим птичек, которые прилетят на нашу кормушку. Тоша будет очень рад.
9."Катание на санках"
Цель: Дать детям представление о восходящей и нисходящей интонации речи; формировать умение соотносить сюжет и действие; вызвать эмоциональный отклик на игру.
Ход игры
Педагог берет саночки, ставит радом с куклой и вводит детей в игровую ситуацию.
Вот какие саночки
Были у Оксаночки:
Легкие, резные,
Санки расписные.
(Демонстрирует санки.)
В гору поднимались
Да с горы спускались.
(Имитирует езду саней.)
Вот какие саночки
Были у Оксаночки.
Ехала Оксанка,
Вдруг упали санки.
(Переворачивает санки на бок.)
– Ой! Скорей бегите,
Горю помогите!
Вся в снегу Оксанка,
Не догнать ей санки.
Воспитатель предлагает детям взять кукол, "сесть на санки" и поехать кататься.
Покатились санки вниз.
Крепче куколка держись!
Ты сиди, не упади, -
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно,
А не то разбиться можно!
(Дети грозят кукле пальцем.)
Ребята останавливаются и, держа кукол перед собой, имитируют движение санок с горы на гору.
10. "Лошадки бегут по снегу"
Цель: Побуждать детей к двигательной импровизации; воспитывать сочувствие.
Ход игры
Воспитатель показывает лошадку и просит ее прокатить детей по хрустящему снежку. Ребята встают стайкой, вытягивают руки вперед ("берут поводья") и скачут галопом.
Воспитатель (с лошадкой в руках).
Быстроногая лошадка, цок-цок-цок,
Нас прокатит без оглядки, цок-цок-цок.
Поспевайте поскорее, гоп-гоп-гоп,
И скачите веселее, гоп-гоп-гоп.
В закудыкину страну, ну-ну-ну
Мы примчались на пару, тпру-у-у!
(Дети останавливаются.)
Дальше – снег глубокий,
Дальше – путь далекий
Все пешком, пешком…
(Дети идут вперевалочку "по снегу".)
А на санях – бегом!
(Дети "едут на саночках", чуть согнув колени, вытянув руки вперед.)
Воспитатель предлагает ребятам пожалеть лошадку и остановиться отдохнуть. Дети подходят к лошадке, гладят ее, говорят ласковые слова. Лошадка просит корма. Дети кормят лошадку.
Лошадка вышла вперед,
Лошадка деток зовет:
– И-го-го!
Детки лошадки гуляют,
Маме своей отвечают:
Дети. И-го-го!
Вечером спать всех кладет,
Мама лошадка поет:
– И-го-го!
Детки лошадки не спят,
Детки шалят и кричат:
Дети. И-го-го!
В конце игры детки-"лошадки" закрывают глазки – "засыпают".
11. «Кукла Катя на прогулке»
Цель: Расширить знания детей об одежде зимой. Способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку. Активизировать словарь по теме. Побуждать желание детей участвовать в игровых ситуациях.
Ход игры
- Дети к нам в гости пришла кукла Катя и хочет снами идти так гулять в платье. На улице холодно, снега много намело, поэтому нужно одеваться тепло.
Ребята, а кукла Катя, не умеет одеваться, давайте ее научим. Воспитатель предлагает помочь кукле собраться на прогулку. Ребята, а где же мы храним одежду.
Правильно, вот и у куклы Кати шкаф.
Если хочешь прогуляться,
Надо быстро одеваться.
Дверку шкафа открывайте,
По порядку одевайте.
На ножки – носочки.
Этот с правой ножки, этот с левой ножки.
Давай Катя наденем вначале штанишки. Дети, что я сейчас буду надевать Кате?
Воспитатель надевает штанишки:
Катеньке-малышке
Надеваем мы штанишки.
Вот так, вот так
Надеваем мы штанишки.
Посмотрите, на улице стало холодать,
Пришло время кофточку деткам одевать.
Воспитатель: Теперь мы Кате надеваем сапожки:
Вот они сапожки! Это с правой ножки! Это с левой ножки!
Детки, что мы надели Кате на ножки?
Воспитатель: А кто мне подскажет, что мы сейчас будем надевать Кате?
Воспитатель: Правильно, шапку мы надеваем на голову:
Я когда иду гулять
Надо шапку одевать!
Воспитатель: Молодцы! Дети, что мы Кате уже надели?
Дети: Штанишки, сапожки и шапочку.
Воспитатель: А сейчас, наверное, мы будем завязывать шарф?
(Дети возражают, куколке ещё не надели пальтишко.)
Воспитатель: Молодцы, дети, вы очень внимательные, нужно одевать пальтишко! А пальто-то у Кати красивое! У него есть рукава, красивый воротник и очень красивая круглая пуговка, её нужно застёгивать.
Катеньке малышке
Наденем мы пальтишко.
Вот так, вот так
Надели мы пальтишко!
Воспитатель: Наша Катя готова идти на прогулку. Мы всё надели Кате?
(дети замечают, что нет шарфика)
Правильно детки. Я когда иду гулять
Нужно шарфик завязать!
Нам осталось напоследок
Шарф под шею повязать.
Ручки спрятать в рукавички.
Воспитатель: Теперь наша Катя одета и может идти гулять.
Посмотрите, ребята, правильно мы ее одели. Кукла Катя говорит вам «Спасибо, дети!»
12. Игра «Самолет»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль предмета.
Ход игры
Игра начинается с того, что воспитатель рассказывает детям, что сегодня, идя в детский сад, он увидел в небе серебристый самолет: «У него были большие крылья (вот такие.). Самолет наклонял крылья то в одну сторону (показывает, то в другую. Летал в небе, как птица. То вверх, то вниз. Мотор гудел р-р-р, р-р-р. А потом самолет развернулся и поднялся высоко-высоко и стал совсем маленьким, прямо игрушечным. Это он только казался маленьким, потому что слишком высоко улетел. Мне очень понравился самолет. Хочу тоже летать». Далее воспитатель перевоплощается в самолет. «Я — самолет. Буду летать. Вот мои крылья. Сейчас включу мотор и полечу за мандаринами. Р-р-р-р, р-р-р-р — полетела. Вижу большую гору (стол в группе, горка на участке). Облечу гору. Р-р-р-р. Все, прилетела. Сейчас буду приземляться (приседает, руки в стороны). Выключаю мотор — р-р-р-р (затихающим голосом). Все, села.
13 Игра «Ветер и листочки»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к природе.
Игровой материал. Листики.
Подготовка к игре. Наблюдения за листьями и ветром на улице. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихотворений и рассказов о природе.
Игровые роли. Листочки, ветер.
Ход игры. Воспитатель начинает игру на прогулке и дает детям задания посмотреть, как лист-лодочка плавает в воде (в луже, поискать, что или кто прячется на земле под листьями, украсить листьями участок, труппу, свой шкафчик, себя, носить и перекладывать листья с места на место, возить за веревочку листик по луже.
После этого педагог предлагает повесить листья в сквозных проемах. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей : «Смотрите! Наши листики кружатся-кружатся, полетели-полетели и успокоились. Снова полетели-закружились и. успокоились».
Затем воспитатель говорит с малышами о ветре. «Кто это дует на наши листочки? — удивляется воспитатель. — Ты, Мишенька, не дул на листочки? А ты, Танечка? И я не дула на листочки. Кто же их поднимает в воздух?». Воспитатель ждет ответа, если ребята молчат, он продолжает: «Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Он, как и мы, любит играть с листочками. Разлетится, да как дунет — фу-фу-фу! Легкие листочки обрадуются и закружатся-закружатся, полетят-полетят и успокоятся».
После такого рассказа воспитатель предлагает поиграть. «Будем играть в ветер и листочки? Я — веселый ветер, а вы — красивые листочки». Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей. «Какие красивые листочки!» — приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть».
Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом. Дети ориентируются на его слова и действия. «Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)». «Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет — фу-фу-фу! Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке, кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)». «Ветер улетел, листочки успокоились, опустились (дети и воспитатель останавливаются, присаживаются)».
Воспитатель может повторить игру несколько раз по желанию детей.