Дарья Зинченко
Игры с правилами как средство развития устойчивого внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Зинченко Дарья Николаевна, воспитатель «Детский сад № 242» г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Проблема устойчивости внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии устойчивого внимания мыслительные процессы протекают быстрее и точнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности детей.
Публикация «Игры с правилами как средство развития устойчивого внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Проблему устойчивости внимания изучали С. С. Степанов, С. В. Келепури, В. А. Ковшикова, Т. С. Овчинникова, В. А. Калягин, О. Н. Усанова и Ю. Ф. Гаркуша. Авторы определили сущность понятия внимания, которая рассматривается как самостоятельная форма психической деятельности, заключающаяся в сосредоточенности на каком-либо объекте. Различают виды внимания : произвольное, непроизвольное, природное и социально обусловленное, послепроизвольное. Значимость внимания состоит в образовании условного рефлекса, так как установление связи между сигналом и подкреплением возможно только в том случае, если к сигналу будет привлечено внимание. Таким образом, внимание делает эффективной психическую деятельность человека.
Т. Б. Филичева, А. Л. Трошина занимались изучением внимания детей с нарушениями речи. Авторы отмечали, что у детей данной категории значительно нарушены различные стороны внимания : концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Отмечаются нарушения произвольного слухового внимания : дети не вслушиваются в звуки речи и окружающего мира, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховое внимание истощается с течением деятельности. Распределение внимания между речью и практическими действиями для детей с речевыми нарушениями оказывается затрудненной, практически невыполнимой задачей. Особенности произвольного внимания у детей с речевыми нарушениями проявляются в характере отвлечений. Дети испытывают значительные трудности при планировании своих действий, это проявления нарушений распределения и переключения внимания. Внимание дошкольников с нарушением речевого развития слабо концентрировано, неустойчиво, невелик его объем. В целом, уровень произвольного внимания очень низкий и это приводит к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности [1].
Е. В. Петрова, Ю. С. Панкратьева, А. В. Бондаренко предлагали использовать игру для развития произвольности психических процессов. По мнению Е. В. Петровой в игре у старших дошкольников активно развивается произвольное внимание, все его свойства. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов[2]. Н. Я. Михайленко считает, что важной чертой игр с правилами является скрытая воображаемая ситуация. Для того чтобы реализовывать деятельность, в которой появляются развернутые правила и скрытая воображаемая ситуация ребенок вынужден ориентироваться не только на собственную воображаемую ситуацию, но и на воображаемые ситуации партнеров по игре. Эти особенности игр с правилами актуализируют устойчивость внимания дошкольников. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т. е. развиваются произвольность психических процессов. В развитии произвольного устойчивого внимания могут быть использованы различные виды игр с правилами : дидактические и подвижные [3]. Для обеспечения эффективности развития устойчивого внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством игр с правилами важно обеспечить создание определенных педагогических условий – при поведении игры учитывать психологические особенности детей с нарушениями речи – позднее появление экспрессивной речи, недостаточная сформированность целостного образа предмета при зрительном восприятии и другие. Поэтому педагогу правильнее разделить игровое задание на более простые задачи и для каждой из них дать инструкцию. Осмысливая словесную инструкцию, дошкольник старается перевести ее в форму самоприказа. Для выполнения интеллектуального задания ребёнок использует все свойства внимания – переключение, сосредоточенность и устойчивость внимания, однако одному ребенку трудно сконцентрировать свое внимание на игре, он может часто отвлекаться, а другой ребенок может быть сосредоточен. Поэтому педагог должен продумать приемы организации игровой деятельности детей и активизации их интереса, познакомить детей с правилами и научить их придерживаться. Эти условия важны для того, чтобы дети научились проявлять сдержанность, способность действовать по очереди, слушали товарища. Фиксация внимания ребенка на правилах игры позволит реализовать содержание в полном объеме и организовать поведение коррекционной работы по развитию познавательных процессов, в том числе устойчивого внимания детей с нарушениями речи; для развития устойчивого внимания необходим, в первую очередь, интерес, занимательность - интерес и включенность в игру поможет ребенку быстро выполнить поставленную педагогом задачу. Дети с нарушениями речи могут отказаться от деятельности или выполнить ее некачественно при наличии отвлекающих факторов, поэтому важно обеспечить мотивированность детей на выполнение игровой задачи.
Следующим этапом нашей работы было проведение экспериментального исследования, которое включало проведение констатирующего эксперимента. Цель - выявление уровня развития устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Нами были определены показатели устойчивого внимания – продуктивность внимания (качество работы, длительность сохранения внимания во время выполнения задания (отсутствие отвлечений, время выполнения задания, количество ошибок во время выполнения задания. Для оценки результатов были сформулированы уровни устойчивости внимания – высокий, средний и низкий. Показатели определили выбор диагностики методик для проведения обследования - методика «Найди и вычеркни» (описана в работе А. А. Галиуллиной); цель : определение устойчивости внимания, методика «Корректурные пробы»; цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания, методика «Найди 10 различий»; целью, которой является исследование устойчивости внимания, методика «Что получилось?»; цель: исследование устойчивости внимания. Для объективной оценки проявлений устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи было проведено анкетирование воспитателей. При диагностике устойчивости внимания нами было обследовано 8 детей старшей группы. Дети на момент обследования имели следующие речевые диагнозы: Дизартрия, ОНР II- III уровня. В результате обследования мы выяснили, что у 10% (1) детей отмечается высокий уровень развития устойчивости внимания, этот ребенок допустил наименьшее количество ошибок, способен в течение долгого времени сохранять внимание на определенном объекте не отвлекаясь, продуктивность внимания высокая, ребенок способен сохранять внимание достаточно продолжительное время. У 30% (2) детей – средний уровень, это свидетельствует о том, что дети были невнимательны, не всегда способны сосредотачиваться на объекте в течение определенного времени. И у 60% (5) детей отмечается низкий уровень устойчивости внимания, этим детям сложно раскрывать в предмете, на котором оно сосредоточены, новые стороны и связи, они не могут длительно привлекать свое внимания к одному и тому же объекту, такие дети характеризуются неразвитой способностью сосредоточения сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Результаты констатирующего этапа определили содержание формирующей работы с детьми экспериментальной группы.
На формирующем этапе нами был разработан комплекс из 23 игр с правилами, куда вошли дидактические, подвижные, настольно-печатные и словесные. При отборе игр с правилами мы отдавали предпочтение небольшим по объему и простым по содержанию играм, а также учитывали, что устойчивость внимания детей растет по мере включения их в коррекционно-развивающую деятельность. Положительный эффект от использования таких игр состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, обеспечивается физиологически необходимая двигательная активность, благоприятное психоэмоциональное состояние. Эти игры мы включали в режимные процессы, свободную деятельность детей. В своей работе мы определили перечень задач. Первая задача предполагала развитие продуктивности произвольного внимания детей, для этого использовались дидактические, подвижные игры - дидактические игры «Найди близняшек», «Стаканчик», подвижная игра «Ладошки» проводились как в группе, так и на улице с группой детей. Вначале дети могли с трудом сосредотачиваться на процессе игры, отвлекались на посторонние посторонних раздражителей. Поэтому мы создавали игровую мотивацию, использовали яркие привлекательные атрибуты. Вторая задача предполагала развитие умения выполнять задание в течении заданного времени. Для этого использовались дидактические, подвижные, настольно-печатные, словесные игры – «Корова Маня и ее хозяйка», «Больше – меньше», «Лото», «Сочиним историю». Игры проводились с использованием наглядного материала с группой и подгруппой детей, игровая форма заданий позволяла внимательно слушать задание, не отвлекаться. Для развития свойств внимания сами выступали примером, обеспечивали смену видов деятельности, эмоционально выразительно проговаривали инструкцию. И третья задача предполагала формирование у детей способности переключать и распределять внимание при выполнении деятельности. Для этого использовались дидактические, подвижные, словесные игры – «Лишняя буква», «Ладошки», «Что там?». При организации и проведении игр мы знакомили детей с нарушениями речи с правилами и учили их придерживаться, учили детей проявлять сдержанность, способность действовать по очереди, слушали товарища. Дети в ходе игры учились удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, переключать внимание с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Отмечались недостатки способности к распределению внимания – неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Поскольку эмоционально-волевые и личностные проблемы детей с нарушениями речи замкнутость, застенчивость часто становится причиной трудностей детей в играх с правилами особое внимание уделяли поддержке, нацеливанию ребенка на положительный результат в игре, объясняли, что неудача в данной игре, не значит неудача в дальнейшем. Для проведения игр важно продумать место, роль и связь развивающих игр с содержанием занятий. В игре важно учить детей с нарушениями речи придерживаться правил, обязывающих детей : действовать по очереди; отвечать, когда спрашивают; слушать товарища; не мешать другим в игре; честно признаваться в ошибке.
По завершению работы мы отметили, что продуктивность внимания возросла, а соответственно изменилось и качество работы, увеличилась длительность сохранения внимания во время выполнения задания, дети стали меньше отвлекаться, допускать меньшее количество ошибок в ходе выполнения задания. Положительная динамика свидетельствует о том, что игра с правилами может стать эффективным средством развития устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Список литературы:
1. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — (Библиотека логопеда-практика)
2. Петрова, Е. В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх / Е. В. Петрова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). – с. 323-325. – URL : https://moluch.ru/archive/153/42439/ ( дата обращения: 25.03.2021).
3. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя : учеб. пособие / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.