Елена Евдокимова
Игры с мячом как способ развития общей моторики у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с мячом весьма популярны, они известны с древних времен и встречаются почти у всех народов мира.
В России игры с мячом также, были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка - ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали и кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по сноси упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.
Публикация «Игры с мячом как способ развития общей моторики у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако, опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно, не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли в основном футбол*.
Итак, начнем со считалок: Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с мячиком играть.
Кто - бросать, а кто - ловить,
Будешь ты у нас водить.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел мячик погулять,
Но ребята увидали
И пропасть ему не дали.
Стали дети с ним играть,
Стали игры выбирать.
*** из книги Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук МЯЧ И РЕЧЬ.
В последнее время принято уделять пристальное внимание развитию мелкой моторики ребенка, но не стоит забывать о существовании крупной или общей моторики, которая также оказывает огромное влияние на формирование всех психофизических процессов ребёнка.
Развитие общей моторики детей влияет на интенсивность формирования следующих психофизических процессов: умение держать равновесие; способность управлять мелкими движениями рук; скорость реакции движений. Кроме того, чем лучше у ребенка развита крупная моторика, тем более согласованно работают его полушария мозга, что оказывает положительное воздействие на интенсивность созревания речевых навыков, памяти, внимания и мышления малыша.
Развитие общей моторики детей осуществляется в процессе жизнедеятельности ребенка. Динамику развития крупной моторики можно ускорить, включив в досуг малыша следующие виды игр и упражнений: наклоны, махи, приседания, хождение на носках и т. д.); игры с мячом (катание, бросание, попадание в цель, перекаты на гимнастических мячах и т. д.); разучивание танцевальных связок и движений; занятия гимнастикой; езда на велосипеде, роликах, самокате, коньках; игры со скакалкой, перепрыгивание через резинки; подтягивание на перекладинах; прыжки в длину и высоту; бег на скорость; отжимания; групповые подвижные игры (футбол, баскетбол, волейбол и т. д.); плавание.
Особое место среди подвижных занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу. Подвижные игры и упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Игры с мячом развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, навыки общения, поднимают дух состязательности, повышают настроение, снимают агрессию, помогают избавиться от мышечных напряжений и служат средством развития мелкой моторики рук. Играя с мячом, ребёнок выполняет различные действия - целится, отбивает, подбрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Упражнения и игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.
Для организации игр и упражнений с мячом не требуется больших усилий. Достаточно иметь пару мячей и немного свободного пространства. Еще одно преимущество таких игр в том, что они могут быть организованы как на прогулке, так и в помещении.
Формирование общей моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой и учебной деятельностью.
Таким образом, можно сказать, что игры и упражнения с мячом являются средством развития ловкости, ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста.