Никонова Наталья Владимировна
Игры с мячом для развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Родители считают, что эффективность занятий зависит от педагога. На практике же вы можете иметь самый передовой опыт, проводить самую точную диагностику и работать по самой лучшей методике, но если ребенок не старается, ваши усилия напрасны. Насколько ребенок увлечен,
настолько и эффективны занятия.
Мы знаем, как сложно заставить ребенка делать то, что нужно. Поэтому мы взяли основные методики, по которым вы работаете с детьми, и переложили упражнения в формат интерактивных игр. Игры вовлекают ребенка в процесс, и он с удовольствием делает то, что вам нужно.
Эффективность занятий зависит от заинтересованности ребенка
Публикация «Игры с мячом для развития речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Развивающие игры, с которыми ребенок будет заниматься с удовольствием
Почему это работает?
Если вы проводите физ минутку и просите ребенка бегать по кругу, то ему это быстро надоест. Но если вы дадите мяч, поставите ворота и позовете друзей — он будет бегать до ужина.
Если вы работаете над речевым дыханием и просите ребенка дуть на ватку — ему это быстро надоест. Но если вы посадите на поле дракона, который выдувает пламя и сжигает сорняки, когда ребенок дует в микрофон, то он будет дуть в него столько, сколько вам нужно.
Игра «Кто кем был?»
Предлагаю несколько игр с мячом :
Игра «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры : взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком шкаф – доской
Корова – телёнком велосипед – железом
Дуб – жёлудем рубашка – тканью
Рыба – икринкой ботинки – кожей
Яблоня – семечкой дом – кирпичом
Лягушка – головастиком сильный – слабым
Бабочка – гусеницей взрослый – ребёнком
Игра «Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход игры : взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Взрослый - Дети
Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Ягоды - малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Деревья – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Домашние животные – корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.
Дикие животные – тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Перелётные птицы – стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.
Зимующие птицы – голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.
Мебель - стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.
Посуда – тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.
Одежда – пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.
Обувь – туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Игрушки – кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.
Инструменты – пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.
Транспорт – трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.
Игра с мячом «Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры : Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаё т голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
Игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
-Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
-Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
-Сова летает, а кролик?
-Корова ест сено, а лиса?
-Крот роет норки, а сорока?
-Петух кукарекает, а курица?
-Лягушка квакает, а лошадь?
Игра «Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Взрослый – Дети
Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы.
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге?- Медведь.
Вариант 2.
Взрослый – Дети
Где живёт медведь? – В берлоге.
Где живёт волк? – В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Игра «Мяч бросай и овощи называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты : «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: - Овощи;
Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: - Ягоды;
Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: - Деревья;
Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.
Игра «Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Взрослый – Дети
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Игра «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Взрослый – Дети
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый
Лёгкий - тяжёлый
Глубокий – мелкий
Светлый – тёмный
Добрый – злой
Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Взрослый - Дети
Рукавички из меха – меховые
Таз из меди – медный
Ваза из хрусталя – хрустальная
Рукавички из шерсти – шерстяные
Игра «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый - Дети
Красный – мак, огонь, флаг
Оранжевый – апельсин, морковь, заря
Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа
Зелёный – огурец, трава, лес
Голубой – небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки
Игра «Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример:
Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка - пять гаек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Один заяц – пять зайцев
Одна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок
Одна пуговица – пять пуговиц
Одна мыльница – пять мыльниц
Игра «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: логопед, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч логопеду.
-что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)
-что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)
-что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)
-что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: логопед задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Взрослый: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Кто в берлоге, кто в норе?
Назови-ка поскорей!
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.
Вариант 1.
Логопед: Кто живет в дупле?
Дети: Белка.
Кто живет в скворечнике?
Скворцы.
Кто живет в гнезде?
Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака
Кто живет в улье? Пчелы
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк
Кто живет в берлоге? Медведь
Игра «Я знаю три (четыре, пять) названия животных» или «Я знаю три (четыре, пять) имени девочек (пять имен мальчиков)»
Раз и два, и три, четыре
Все мы знаем в этом мире.
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
Игра «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Логопед: Рукавички из меха.
Дети: Меховые.
Тазик из меди. Медный;
Медвежонок из плюша. Плюшевый;
Рукавички из шерсти. Шерстяные;
Стакан из стекла. Стеклянный;
Ваза из хрусталя. Хрустальная.
Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
Игра «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай,
Да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
Стол — столик, ключ — ключик.
Шапка — шапочка, белка — белочка.
Книга — книжечка, ложка — ложечка.
Голова — головка, картина — картинка.
Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка, свекла — свеколка.
Коса — косичка, вода — водичка.
Жук — жучок, дуб — дубок.
Вишня — вишенка, башня — башенка.
Платье — платьице, кресло — креслице.
Перо — перышко, стекло — стеклышко.
Часы — часики, трусы — трусики.
Игра «Составь предложение"
Мячик прыгать я заставлю,
Предложение составлю.
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова ( например: «Девочка играть»).
Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.
Игра «Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры.
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Логопед: строитель –
Дети: строит;
повар (варит (готовит) ;
носильщик (носит);
чертежник (чертит);
рабочий (работает);
уборщица (убирает);
художник (рисует) и т. д.