Дина Шрейдер
Игры с мячами в работе дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Коллеги, предлагаю рассмотреть серию игр в рамках одного предмета - мяча. Один или много мячей, даже при отсутствии прочих пособий, удачный и разноплановый коррекционный и диагностический материал.
Поехали!
"Кати - кидай". И мы увидели ориентировку на инструкцию, понимание глаголов, силу броска, координацию "глаз-рука". И отработали.
"Где мяч?" - катим в любую сторону и предлагаем ребёнку найти мяч глазами, показать рукой направление. Смотрим и отрабатываем понимание и ориентировку на вербальную инструкцию, зрительно-моторную координацию, указательный жест, состояние вестибулярного аппарата.
Темочки:
"Найди такой". Меняем параметры "такого" - цвет, величина, фактура. Ребёнку предстоит догадаться, какой "такой" надо найти. Тут мы работаем не столько над сенсорным восприятием, сколько над мышлением.
"Дорожка из мячиков". Выкладываем просто от предмета до предмета, выкладываем в определённой последовательности, выкладываем, пока не прозвучит звонок, по звонку замираем, перестаём действовать. Соответственно смотрим и отрабатываем зрительно-моторную координацию (не только глаз-рука, выкладывать, прокатывая мячи, можно и ногами, смотрим, как воспринимает и удерживает простую программу, понимает и принимает инструкцию, работает под сигнальный звук (развиваем продуктивное внимание).
"Выбери из коробки только такие мячи". Например, из коробки с большими и маленькими мячами взять только такие, маленькие. Или только красные, или только твёрдые. Учим регулировать свою деятельность и удерживать внимание на одном объекте в зашумлённой среде, учим продуктивно воспринимать предмет, вычленяя необходимые параметры.
"Выбери те, которым можно расколоть орех". То есть твёрдые. Но инструкцию даём такую, чтобы поработать над соответствующими операциями мышления, научить формировать группу объектов в зависимости от заданной ситуации.
"Возьми, брось, прокати столько мячей, сколько раз я топну, хлопну, постучу". Тут всё понятно - счёт, счёт, счёт. Соотносим количество звуков и предметов. Можно подключить и цифры.
"Эстафеты". Где мяч надо, например, сначала прокатить по дорожке, потом захватить снежколепом и пронести до рубежа, а на рубеже забросить в корзину. Учим удерживать и соблюдать последовательность действий, анализировать сделанное, регулировать свою моторную деятельность. Преимущественно когнитивные задачи решаем.
"Если я это, то ты. " В этой игре можно закрепить образы-представления в рамках смежных групп, но главное - научить регулировать деятельность относительно предъявляемых стимулов. Если я покажу карточку с наземным транспортом, ты кати мяч. Если с воздушным - кидай. Можно добавить условие - если не наземный и не воздушный, замри.
"Построй башню". Да-да. Именно башню. Предложите и посмотрите, что ребёнок будет делать. Как воспримет инструкцию, как будет ею руководствоваться, какие выводы сделает и как их донесёт до педагога. Смотрим развитие доминанты мышления.
Это лишь небольшой перечень игр, но главное - даже на одном материале мы можем провести полноценное занятие.