Татьяна Зырянова
Тактильно-сенсорное панно «Цветная поляна» как средство развития восприятия детей 3–7 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и часто неполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это задерживает формирование представлений об окружающем. Дети с нарушением интеллекта имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, плохо различают свойства предметов (цвет, форму, величину, недостаточно ориентируются в пространстве.
Публикация «Тактильно-сенсорное панно „Цветная поляна“ как средство развития восприятия детей 3–7 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Главным недостатком в развитии сенсорных функций умственно отсталых детей является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально развивающимися детьми. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, цвет, форму, картину и т. п.).
Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить работу по развитию цвето- и формовосприятия и цвето- и форморазличения.
Для этого я изготовила в своей группе тактильно-сенсорное панно «Цветная поляна». Панно выполнено своими руками на листе фанеры (размером 150Х80 см.) из различных материалов: фетр, виниловая кожа, флис, резиновые коврики, ковролин, молнии, пуговицы, липучка.
Оно предназначено для индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми 3 -7 лет.
Элементы сюжета могут меняться в зависимости от поставленных развивающих задач. На панно расположены предметы, стимулирующие формирование опыта тактильных ощущений при самостоятельном обследовании панно, и при выполнении игровых развивающих упражнений.
Использование тактильно-сенсорного панно в работе с детьми с нарушением интеллекта даёт возможность решать различные коррекционно-образовательные задачи:
1. Развивает зрительное (сенсорное) и тактильное восприятие.
2. Стимулирует развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Знакомит со структурой материала и формирует тактильную чувствительность.
4. Развивает зрительно-моторную координацию.
5. Формирует у детей пространственные представления при работе на плоскости.
6. Стимулирует развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти).
7. Развивает навыки количественного счета предметов.
8. Воспитывает умение детей действовать : совместно со взрослым, по простой инструкции, самостоятельно, играть рядом с детьми.
Для решения этих задач использую следующие игровые упражнения:
1. «Солнышко лучистое».
- Расстегни (застегни) лучи у солнышка.
На поляне мы гуляем,
И за солнцем наблюдаем,
Есть у солнышка лучи,
Их попробуй, расстегни,
А потом застегни,
Ярче солнышко свети!
2. Что на поляне колючее? (ежик, елка)
Что на поляне мягкое? (облако)
Что на поляне пушистое? (трава)
У нашей елочки колючие иголочки,
Кто еще колючий? Еж!
Он на елочку похож!
3. «Соберем урожай».
- Собери для ежика грибы (яблоки, какие скажу (желтые, красные, зеленые).
- Скажи, какое по цвету яблоко (гриб, какое яблоко по форме?
- Покажи большой (маленький) гриб.
- Собери груши большие и маленькие.
- Скажи, какая по размеру груша (большая, маленькая).
- Где находится яблоко? (вверху, внизу, под яблоней).
- Посчитай грибы для ежика.
- Сколько яблок висит на яблоне, посчитай и скажи. Одно яблоко упало, сколько осталось?
На поляне нашей яблонька растет,
Урожай богатый яблонька дает,
Яблочки красные, желтые, зеленые,
Как их много посмотри и в корзинку собери.
4. «На рыбалке».
- Поймай для кота рыбку, какую скажу (красную, желтую, синюю, зеленую).
- Скажи, какая по цвету рыбка?
- Ловись рыбка, мала и велика (поймай большую, маленькую рыбку).
- Скажи, какая по форме рыбка (круглая, треугольная, овальная).
- Куда плывет рыбка? (вверх, вниз, влево, вправо).
- Посчитай рыбок для кота.
Очень любит рыбку кот,
Котик к озеру идет,
Мы у озера гуляем,
Рыбку для кота поймаем,
Ты (Андрюша) не зевай,
Рыбку (красную) поймай,
Ты (Егорка) не зевай,
Рыбку (круглую) поймай.
5. «Украсим поляну цветами».
- Собери цветы, какие скажу (красные, желтые, синие).
- Скажи, какой по цвету цветок?
- Посмотри и найди, где растут большие цветы, а где маленькие?
- Посчитай, сколько выросло цветов на поляне.
- Посчитай сколько бабочек прилетело на поляну.
- Посмотри и найди цветок и бабочку красного (синего, желтого) цвета.
- Скажи какая по цвету бабочка?
Цветы на поляне разные,
Желтые, синие, красные,
Ты на цветочки погляди,
Какой скажу тебе, найди.
6. «Разные деревья».
- Покажи высокое дерево (яблоня) и низкое дерево (елка).
Таким образом, данное пособие помогает решать все поставленные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми с нарушением интеллекта.