Ольга Крикун
Картотека кубанских подвижных игр (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
ЗВОНОК
Цель: развитие слухового внимания, ловкости.
Правила:
Составляется круг или замкнутая цепь. В круг входят двое играющих – один со звонком, а другой – со жгутом. Последнему завязывают глаза и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.
МЫШКА
Цель: развитие ловкости, быстроты.
Правила:
Публикация «Картотека кубанских подвижных игр (часть вторая)» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Число играющих – пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.
НЕ ЗАЙМАЙ (на тронь меня)
Цель: развитие скоростных качеств.
Правила:
В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки, убегая, кричат: «Не займай!» Пойманным считается тот, вокруг которого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в этой цепи, игра кончается.
МОРГУШКИ
Цель: развитие быстроты реакции.
Правила:
Девочки стоят по кругу. За каждой девочкой стоит мальчик. Перед одним из мальчиков – водящим стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девочек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а мальчик, стоящий за ней, должен ее удержать. Если он не успел удержать свою девочку, то он становится водящим.
ПРОСО СЕЯЛИ (хороводная игра)
Цель: развитие чувства коллективизма.
Правила:
В игре принимают участи 2 группы. Группа девочек и группа мальчиков, которые выстраиваются в 2 шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов. Девочки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа. Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли» возвращаются на место. Группа мальчиков, повторяя движения девочек поет:
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дед Лада, вытопчем, вытопчем.
Девочки, сменяя мальчиков, поют:
Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дед Лада, 100 рублей, 100 рублей.
Мальчики продолжают:
Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу.
Девочки идут навстречу мальчиком со словами:
Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую.
Мальчики отвечают:
Нам не надо косую, косую.
Один из мальчиков остается на середине площадки, а другие продолжают петь:
А мы возьмем любую, любую.
Мальчик выбирает себе девочку, кланяется ей. Шеренги девочек и мальчиков соединяются.
СТАДО
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Правила:
Играющие выбирают пастуха и волка. А все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец – два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зову пастуха:
Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!
Трава мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!»
Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу «Волк» все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого воле поймал, тот выходит из игры.
УТКА И СЕЛЕЗЕНЬ
Цель: развитие внимания, быстроты.
Правила:
В то время, как селезень ловит утку, играющие водят хоровод и поют:
Селезень ловил утку,
Молодой ловил серую,
Поди, утица, домой!
Поди, серая, домой!
У тебя семеро детей,
Дети малые пищат!
Есть хотят!
Играющие ведут себя так же, как в игре «Кошка и мышка», действуют по тем же правилам. Только после слов: «Есть хотят!» - утка бежит в дом (очерченный на некотором расстоянии от играющих круг). Если с окончанием песенки утка была в кругу – играющие открывают пошире ворота и выпускают ее, а селезня удерживают. Когда утка улетела, селезень встает в круг, а уточка может выбрать другого селезня. Если же селезень уточку поймал, то они встают в круг оба, а игру продолжает другая пара.
В этой игре селезень – мальчик, уточка – девочка. В хороводе дети идут медленно. Если руки подняты – ворота открыты, руки опущены – ворора закрыты. И селезень, и утка пробегают только в открытые ворота. Под опущенные руки подлезать не разрешается.
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ
Цель: развитие силовых качеств, товарищества.
Правила:
Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются 2 команды игроков. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает. Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.
ЗАВИВАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Правила:
Играющие делятся на 2 равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят 2 параллельные линии – коридор шириной 10-15 м. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети – плетень читают:
Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети – плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
Не войдет и другой раз,
Нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.
РАСКОЛУШКИ
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Правила:
Играющие разбиваются на пары (мальчик и девочка). Тот, кому пары не досталось, выходит «гореть» или «горевать». Он отходит несколько поодаль и говорит:
Горю-горю, пень!
Чего ты горюешь? –
спрашивает его девочка из пары, готовой бежать.
Девку хочу! – отвечает горюющий.
- Какую?
- Хоть тебя молодую!
Затем пара бежит, стараясь обежать горюющего: он по одну сторону, а девочка – по другую. Горюющий старается поймать девочку. Если он поймает, то горевать остается тот, что бежал, а если не поймает или тот успеет, обежав горюющего, ухватить свою девочку прежде, то горюющий продолжает горевать. После первой пары бежит вторая, также предварительно спросив горюющего, чего он горюет.
ГОРЕЛКИ
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Правила:
Играющие становятся попарно, один выступает вперед и говорит:
- Горю, горю, пень!
- О ком горишь? – спрашивают его.
- О тебе, душа, молодой (ая!
- Любишь?
- Люблю.
- Купишь?
- Куплю.
- Покупай!
Затем бегут, как выше сказано.
ГОРЕЛКИ
Цель: развитие быстроты, ловкости.
Правила:
Играющие становятся попарно, один выступает вперед и говорит:
- Горю, горю, пень!
- О ком горишь? – спрашивают его.
- О тебе, душа, молодой (ая!
- Любишь?
- Люблю.
- Купишь?
- Куплю.
- Покупай!
Затем бегут, как выше сказано.
ПЕРЕТЯЖКА
Цель: развитие силовых качеств.
Правила:
Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за эту палку, а за него берется его партия. Затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону.
ПЧЕЛЫ
Цель: развитие быстроты.
Правила:
Двое из играющих становятся столбами, другие, взявшись за руки, сбиваются кругом них в кучу. Один, называемый маткою, «поджигает» столбы и убегает. Пчелы бегут в погоню и, поймав, жужжат в уши.
ГУСИ
Цель: развитие ловкости, быстроты.
Правила:
Выбираются две девочки, которые изображают из себя мать и дочь. Несколько мальчиков – стая волков. Остальные – гуси. Мать заставляет дочь гнать гусей в поле. Та гонит, приговаривая: «Гиль, гиль, гиль!» Когда гуси уже на поле, мать кричит из дому:
- Гуси, домой!
- Для чего? – спрашивает дочь.
- Для волка.
- Где он?
- Под горою!
- Что он делает?
- Гуску щиплет.
- Гуси серые-белые, домой! –
кричат в один голос мать и дочь. А тут уже выскочили из засады волки и хватают бегущих гусей. Когда оставшиеся гуси прибегают домой, мать начинает их считать и, не досчитавшись, спрашивает у дочери:
- Где гуси?
- Волк унес!
- А ты, верно, не глядела?
Верно, спала или с ребятами гуляла?
На тебе! На тебе! – бьет ее хворостиной.
После этого гуси опять прогоняются в поле, и опять повторяется та же история до тех пор, пока гуси все до одного не будут переловлены волками. Тогда мать с дочерью идут отыскивать своих гусей. Подходят они к волкам, якобы к людям, живущим на хуторе, и говорят:
- Здорово дневали!
- Слава Богу! – отвечают те.
- Не видели ли вы тут наших гусей?
- А какие ваши гуси?
- Серые и белые.
- Пошли вот по этой дорожке, -
указывают им куда-нибудь.
Те, пройдя немного, опять возвращаются, как бы подходят к другому хутору и опять спрашивают. Так несколько раз. Затем на одном хуторе им говорят, что гусей у них нет, а есть лягушки. А гуси в это время кричат: ква-ква-ква! На другом хуторе говорят, что у них есть собаки. Гуси лают: гав-гав-гав! И так далее (вороны, гадюки, петухи)
Наконец им говорят:
- Есть гуси, да только не знаем, ваши ли это. Смотрите, какой ваш, того и берите, какой не ваш, того оставляйте.
Они начинают смотреть, а играющие в это время сжимают руки, закладывая пальцы одной руки между пальцами другой. Мать с дочерью разнимают им руки: у кого разожмут, тот – их, а у кого не разожмут, тот, значит, волк и остается с волками.