Елена Семёнова
Игры по математике для развития операций анализа и синтеза у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Только одно свойство
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры : у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
Найди и назови
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Публикация «Игры по математике для развития операций анализа и синтеза у детей старшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ход игры : На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т. д.
Посмотри вокруг
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, учить находить предметы определенной формы.
Ход игры : Показать детям геометрическую фигуру, предложить ее назвать. Затем посмотреть на окружающие предметы и назвать только те, которые имеют форму заданной геометрической фигуры.
Кто больше назовет?
Цель: продолжать учить находить в окружении предметы четырехугольной формы.
Ход игры : (Смотреть правила предыдущей игры)
Лишняя фигура
Цель: развитие операций анализа и синтеза.
Матер. : набор фигур - пять кругов ( синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).
Зад-е: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".
"Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".
Танграм
Цель: упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Это квадрат из семи частей (2 больших, 1 среднего и 2 маленьких треугольников, квадрата и параллелограмма)
Ход игры : используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, составить различные изображения по образцам и по собственному замыслу.
Составление геометрических фигур
Цель: Закреплять умение анализировать образец и составлять геометрические фигуры по образцу.
Ход игры : Предложить детям выложить из 4 одинаковых треугольников 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника.
Сделай узор
Цель: продолжать упражнять в умении анализировать узор из геометрических фигур; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости.
Ход игры : С помощью воспитателя дети выкладывают из геометрических фигур различные узоры на полосе, квадрате, прямоугольнике.
«Найди домик каждой фигуре»
«Найди домик каждой фигуре»
Цель: формировать умение разделять фигуры по форме.
Ход игры : «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кругов – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живёт. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики. Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики».
Определение лишнего предмета.
Цель: совершенствовать приёмы умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта.
Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц.
Ход игры : - Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?
Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков.
Ход игры : - Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему?
«Перейди через болото».
Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет.
Ход игры : У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета.
Вариант 1: перейти «болото» только по красным квадратам.
Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д.
Выложить из геометрических фигур предметы.
Цель: закреплять умение конструировать по образцу.
Ход игры : Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу
Вариант 2. Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д.
«Нарисуй недостающую фигуру».
Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки (форму и цвет) нескольких объектов.
Ход игры : Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры.
Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры.
Вариант 3. ориентирование на два признака.
«Выложи из счётных палочек».
Вариант 1. По образцу
Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза.
Вариант 2. По словесной инструкции.
Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез.
Вариант 3. По представлению.
Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения.