Ольга Белухина
«В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Учить определять место звука [К] в слове.
2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий согласный».
3. Продолжать учить составлять предложения с заданными словами.
4. Продолжать учить анализировать предложение, определять количество слов в предложении.
5. Научить четко произносить звуки [К],[К’], дифференцировать их на слух и при произношении.
6. Упражнять в словообразовании и словоизменении, в том числе в образовании множественного числа существительных.
Публикация «„В Королевстве звуков“, Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза» размещена в разделах
7. Совершенствовать фонематический слух, навыки звуко- слогового анализа.
8. Повышать речевую активность, формировать культуру речевого общения.
9. Содействовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений; учить расслаблять мышцы (во время физкультминутки); следить за осанкой детей во время работы за столом.
Материал и оборудование. Свиток, игрушки и изображения животных, в названии которых есть звук [К] в разных позициях, трехэтажный дом, карточка для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, игрушечная утка, замок с недостающими фрагментами и отдельно эти фрагменты; аудиокассета с записью музыки.
Методы. Эмоциональный настрой, игровая мотивация, сказкотерапия, словесный, наглядный, практический.
Этапы образовательной деятельности:
- вводная часть;
- основная часть;
- динамическая пауза;
- заключительная часть.
Ход занятия:
1. Оргмомент:
-Ребята, какое сейчас время года? Назовите приметы осени.
Давайте поиграем в игру «Назови ласково».
Ветер- (ветерок, дождь- (дождик, лист- (листик, зонт- (зонтик).
Какой последний звук слышится в словах : ветерок, листик, зонтик, дождик? (Звук [К]).
2. Сообщение темы занятия :
Сегодня мы будем играть со звуками [К]и [К’]. А для этого нам надо попасть в Королевство звуков. Раз, два,три повернитесь и в Королевстве звуков очутитесь.
3. Основная часть:
1. ( Дети слышат сильный вой ветра и громкий крик: «Караул! Караул!».)
-Смотрите: свиток! Давайте прочитаем, что на нем написано (читает).
У меня стряслась беда.
Помогите, детвора!
В замок мой ворвался ветер,
Все разрушил, разбросал,
Все вокруг заколдовал.
Чтобы замок мой собрать,
Нужно знанья показать,
Успешно справиться с задачей-
Тогда вас ждет удача.
Звук [К] попал в беду. Поможем ему? (Да) Послушайте! Король идет в туфлях и каблуками громко стучит [К-К-К-К]. Произнесите. Легко ли вам произносить этот звук? В каком положении находиться губы и зубы при произнесении звука [К]? (Губы раскрыты, занимают нейтральное положение. Зубы разомкнуты.) А язык? (Кончик языка лежит у нижних зубов, но не касается их, передняя и средняя части спинки языка опущены, а задняя часть поднята и упирается в нёбо.) Какой звук [К]?
(Это согласный, глухой, твердый.)
А теперь Король надел тапочки, шаги звучат мягко [К’-К’-К’-К’]. Произнесите. (Выполняют).
Какой звук [К’]? (Это согласный, глухой, мягкий.)
-Молодцы! Посмотрите, а вот и первая недостающая часть замка. Леня, прикрепи к замку первую часть: флигель.
2. Давайте поиграем в такую игру: я бросаю вам звуки- вы возвращаете мне слоги. А,К (АК, О,К (ОК, К,У, (КУ, К,Ы (КЫ) и т. д.
- К озеру не торопясь мы подойдем,
Фрагмент замка в нем найдем.
Добавьте недостающий звук[К] или слог [КИ]. Что получится?
Вол-волк, волки (если их много).
Рыба, моря, завтра.
Вспомните слова, в которых есть звук [К].
(Дети придумывают слова со звуком [К] и прикрепляют к замку вторую часть-крышу).
3. -Выйдем на полянку,
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.
Надо отобрать игрушки, в названии которых есть звук [К]или[К’].
(Дети находят игрушки (пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит) и складывают их в корзинку. Задание выполнено, прикрепим к замку дверь.
4. -Отправляемся дальше.
Звери грустные стоят:
В дом попасть они хотят,
Но не знают- как? куда?
Помогите, детвора!
Мы должны заселить животных в дом: на первый этаж- тех, в названии которых звук [К] слышится в начале слова; на второй- звук [К] слышится в середине слова; на третий- звук [К] слышится в конце слова.
( Дети выбирают животных и расселяют по этажам: первый-коза, корова, кабан; второй- собака, белка; третий-волк, барсук, хорек.)
Молодцы! С заданием справились. (Прикрепляют четвертую часть-лестницу).
4. Физкультминутка
Ветер снова закружил (кружатся,
С головою нас накрыл (закрывают голову руками).
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой,
Идти дальше не дает (накланяются вперед и закрывают лицо руками0.
Сядем дружно все в кружок (садятся в круг,
Отдохнем немного (обхватывают друг друга руками; пауза).
Ветер стих (выставляют правую руку из круга,
И нам опять пора в дорогу (встают на ноги)
5.-Тут дорога впереди. Может, нам туда пойти?
Не от замка ли она?
Мы на верном пути. Составьте предложения со словами, в которых есть звук[К].
(Дети составляют предложения.)
-Какое предложение получится у тебя, Антон? У тебя, Настя? У тебя, Леня?
Составьте предложение из слов конфета, ест, Катя. Какое предложение получится? Составьте схему предложения. (Выкладывают длинную полоску с точкой в конце. Внизу выкладывают три полоски.) Скажите, сколько слов в предложении «Катя ест конфету»? Сколько слов у тебя, Леня? А у тебя, Максим? Какое первое слово в этом предложении, Надя? Какое второе? Какое третье?
Задание выполнено верно! (Дети прикрепляют пятую часть к замку- стену).
6.-Замок почти отстроен. Крыша, флигель, дверь, лестница, стена. Не хватает лишь…чего? Верно, окна.
Ветер.
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку-
Загадаю вам загадку.
Где отыщите отгадку,
Там найдете вы окно.
А не справитесь, тогда
Вновь разрушу замок я!
- Ребята, отгадайте загадку ветра.
Серая по лугу важно бродит,
Из воды сухой выходит.
(Это утка.)
7. -Давайте к бассейну ближе подойдем,
Может быть, утку там мы найдем.
(Идут к бассейну и находят игрушку-утку.)
Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол. Составьте звуковую схему слова «утка». (Дети делают звуковой анализ слова «утка»).
Вот и последняя недостающая деталь замка. Которой нам не хватало.
(Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король Королевства звуков.)
Король.
Вот спасибо! Помогли,
От беды меня спасли!
Вам я очень благодарен.
Вы, ребята, молодцы!
Я хочу вручить подарки. Можете взять любой предмет, в названии которого есть звук [К].
(Дети выбирают подарки (машинка, кукла, шарик).
5. Итог занятия :
- Пора возвращаться домой. Раз, два, три, повернитесь и в детском саду очутитесь. Мне сегодня очень понравилось, как отвечали….