Юлия Плешкова
Игры парами по технологии А. Г. Арушановой
▼ Скачать + Заказать документы
Бывает – не бывает
Цель. Рассуждать. Обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера. Соблюдать очередность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа.
Игровые действия. Внимательно слушать, замечать небылицы и исправлять их.
Игровое правило. Соблюдать очередность игровых и речевых действий.
Ход игры. Воспитатель объясняет содержание и правила игры.
– Внимательно слушайте, что я скажу. Если заметите небылицу, скажите, что так не бывает, и исправьте ошибку. Действовать надо по очереди. Сначала Аня соглашается или не соглашается со мной, потом Ася.
Публикация «Игры парами по технологии А, Г, Арушановой» размещена в разделах
– Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел кот сметану и довольный залаял: «Ав-ав-ав!». Так бывает? Почему? А как бывает? (Ответы Ани.)
– Услышал Ваську пес Арапка и замяукал: «И я хочу сметаны». Так бывает?
– Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: «Пи-пи-пи». Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее.
– Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка около норки и караулит. Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Мыши вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит в холодильнике.
– А теперь Аня с Асей расскажут свой рассказ про Арапку и кота Ваську и о том, что бывает и чего не бывает. Рассказывайте по очереди.
Хитрый мышонок
(Сочинение по серии картинок)
Цель. Свободно общаться в процессе рассматривания картинок. Рассуждать, аргументированно высказываться. Соблюдать очередность в рассказывании.
Материал. Серия картинок: кот гонится за мышонком; мышонок прячется в драном башмаке; кот ищет мышонка в башмаке, а тот убегает (наглядное пособие по логопедии).
Игровые действия. Определить последовательность развития сюжета, составить совместный рассказ.
Игровое правило. Обосновывать порядок расположения картинок; соблюдать очередность в рассказывании.
Ход игры. Воспитатель раскладывает картинки в смешанном порядке и предлагает детям разгадать головоломку: определить, в какой последовательности должны лежать картинки и почему. Дети рассматривают картинки, высказываются, раскладывают картинки по порядку.
– Почему вы так разложили картинки? (Ответы детей.)
– За кем гонится кот? (За мышонком.) Куда спрятался мышонок? (В башмак.) Поймал кот мышонка? Почему? (Башмак оказался драный. Мышонок выскочил в дырку.)
– Расскажите о том, что нарисовано на этих картинках, чтобы получился рассказ. Денис начнет рассказ, а Олег продолжит. Олег расскажет по последней картинке, а Денис о том, что было дальше, без картинок.
По ходу рассказа в случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы и очередность рассказывания.
Найдите больше
(Многозначные слова)
Цель. Ориентироваться на высказывания партнера, дополнять новую информацию к уже известной.
Материал. Фишки.
Игровые действия. Назвать как можно больше предметов, обладающих определенным признаком.
Игровое правило. Уже сказанное не повторять.
Ход игры. Воспитатель показывает детям фишки.
– За правильный ответ получаете фишку. Вспомните, у кого или у чего есть ручки? (Ответы детей. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.)
Наводящие вопросы: У какой посуды (мебели, инструментов, электроприборов) есть ручки? Что вы держите в руках, когда едите (идете по улице, ходите в магазин, спасаетесь от дождя?
После того, как ответы исчерпаны, взрослый объединяет фишки детей и говорит:
– Вот сколько разных ручек вы знаете. (Убирает фишки.) А теперь назовите, у кого или у чего есть ножки. У какой мебели есть ножки? У каких растений, животных, игрушек?
– Вот сколько ножек вы знаете. (Соединяет вместе фишки детей.) А какие иголки вы знаете? У каких людей, животных, растений есть иголки? (И так далее.)
Воспитатель не сравнивает, у кого больше фишек, чтобы не обижать малоуспешных детей. Если ребенок плохо справляется с заданием, ему задаются вопросы-подсказки (Из чего ты пьешь чай? Есть у чашки ручка? Чем гладишь белье? Есть у утюга ручка? и т. д.).
Снеговики
(Размер, форма, цвет)
Цель. Свободно общаться в процессе совместной работы. Доброжелательно обращаться к партнеру с просьбой, обмениваясь материалами.
Материал. Две почти одинаковые аппликации «Снеговик», составленные из разнообразных геометрических фигур разного цвета так, чтобы какие-то параметры не совпадали. Например, у одного снеговика глазки синие, у другого – черные; у одного ведерко на голове красное, у другого – оранжевое; пуговки большие синие – маленькие зеленые. Два конверта с геометрическими фигурками для составления аппликаций, подобранные так, чтобы ни у одного из участников не было полного набора необходимых для изготовления снеговика форм. Например, в одном конверте все большие круги для туловища, в другом – все средние и маленькие; у одного игрока все маленькие кружочки для глаз, у другого – все большие кружки для пуговиц. В каждом конверте должны быть еще и лишние фигурки, которые не нужны для изготовления снеговика.
Игровые действия. Выложить аппликацию по образцу из имеющихся материалов; при нехватке вежливо обращаться за помощью к соседу.
Игровое правило. Обращаться друг к другу с просьбой по имени, используя волшебное слово «пожалуйста».
Ход игры. Воспитатель раздает детям конверты с материалами.
– Надо составить такие же аппликации. У вас в конвертах формы. Если чего-то не хватит, попросите друг друга о помощи, не забывайте про волшебное слово «пожалуйста».
В процессе работы дети свободно общаются, комментируют свои действия, обмениваются материалами. Если у них это не получается, воспитатель подсказывает, как правильно обратиться с просьбой к товарищу. В конце игры предлагает проверить друг у друга правильность выполнения задания и исправить ошибки.
Послушай мое слово и нарисуй
(Многозначные слова)
Цель. Свободно общаться в процессе совместного выполнения рисунка.
Материал. Листы бумаги, фломастеры.
Игровые действия. Отразить в рисунке понимание многозначного слова.
Ход игры. Воспитатель:
– Я буду называть разные слова, а вы представьте себе, что это такое, и нарисуйте.
– Ручка. Представили себе разные ручки? Нарисуйте.
Дети вспоминают разные предметы, рисуют, комментируют свои рисунки, свободно переговариваются.
Когда рисунки закончены, воспитатель предлагает рассказать, какие ручки дети нарисовали.
Аналогично проводится рисование предметов к слову ножка (на другом листе бумаги).
Какая, какой, какое?
(Подбор определений)
Цель. Слушать партнера. Дополнять его высказывания.
Материал. Картинки: яблоко, груша, лиса, белка, ежик. Фишки.
Игровые действия. Подобрать к слову как можно больше определений.
Игровое правило. Уже сказанное не повторять.
Ход игры. Воспитатель:
– Поиграем со словами. Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он.
– Яблоко. (Демонстрируется картинка.) Какое оно?
Дети подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, воспитатель подсказывает слова, которые не назвали дети. Далее воспитатель демонстрирует картинки, а дети подбирают определения.
– Яблоко. (круглое, румяное, сочное, душистое, спелое, большое, наливное).
– Груша. (сочная, душистая, спелая, ароматная).
– Лиса. (хитрая, пушистая, рыжая, быстрая, проворная).
– Белка. (пушистая, рыжая, легкая, проворная, большая, запасливая).
– Ежик. (колючий, запасливый, пугливый, проворный, маленький, ушастый).
Воспитатель задает наводящие вопросы (Как сказать о ежике, чтобы было понятно, что его тело покрыто иголками? Что он делает съестные припасы, боится лисы, быстро бегает, у него большие ушки? и т. д.).
В конце игры воспитатель объединяет вместе все фишки, хвалит детей:
– Вот сколько разных слов вы назвали.
Где обедал воробей?
(Совместное чтение стихотворения)
Цель. Свободно общаться при совместном рассматривании картинок, испытывать радостные переживания при подборе рифм.
Материал. Набор открыток (иллюстраций) к стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал воробей?».
Игровые действия. Рассматривать открытки, высказываться об изображенном. Вместе с товарищем подбирать рифму при чтении стихотворения.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть открытки. Демонстрирует их по одной по порядку.
– Кто это? (Птичка, воробей.) Где обедал воробей? (В зоопарке у зверей). Рассмотрите, у кого обедал воробей. Кто чем его угостил.
Дети рассматривают открытки, переговариваются. По ходу рассматривания воспитатель задает вопросы, зачитывает отдельные строки из стихотворения.
После рассматривания картинок стихотворение читается вместе с детьми с начала до конца – взрослый начинает строку, дети ее заканчивают. Воспитатель быстро сменяет открытки по ходу чтения стихотворения.