Явкина Юлия
Игры для развития речевого дыхания в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.
Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки («С», «3», «Ш», «Ж», «Р») ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.
Взрослый обращает особое внимание на то, чтобы у малыша слитно звучали гласные в звукоподражаниях («Ау», «Иа», «Уа» и т. д., он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать речь ребенка более ясной и выразительной, научит его плавно произносить звуки и слова.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Здесь приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагают подуть на предмет (ветку, лист бумаги, кораблик). Такие игры помогут ребенку достичь плавного выдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
Чей одуванчик улетит дальше?
Цель: Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Ход игры : Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3—4 раза.
Водичка
Цель: Развитие речевого дыхания (произнесения звука на одном выдохе, протяжно, формирование правильного произношения звука «С».
Материал: Кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры : Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода («С-с-с»). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
(Русская народная песня)
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3—4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т. е. произносит звук «С» протяжно.
Пузырь
Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
Ход игры : Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают «пузырь» : наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один).
При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою «трубочку». Так повторяется 3—4 раза.
Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!»
Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: «Воздух, выходи!» Все дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.
Снежинки
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты.
Ход игры : Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты, и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»
Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2—3 раза.
Ветерок
Цель: Развитие речевого дыхания, а также закрепление у ребенка понятия об основных цветах.
Материал: Три бумажных султанчика красного, желтого и зеленого цвета. (К палочкам длиной 13—15 см приклеить или привязать 6—7 полосок тонкой цветной бумаги. Длина полоски 4—5 см, ширина 0,5 см).
Ход игры : Взрослый объясняет ребенку, что султанчики — это деревья с листьями, и задает вопросы, на которые малыш отвечает:
— Какого цвета листья на дереве?
— Зеленого.
— А на этом дереве какие листочки?
— Желтые.
— На третьем дереве какого цвета листочки?
— Красные.
Взрослый дует на «листочки», показывая ребенку, как они шелестят, и предлагает ему подуть на султанчики. Еще раз повторяет вопрос, какого цвета каждый султанчик, и проверяет, правильно ли ребенок держит султанчик перед собой. (Расстояние от «листочков» до губ ребенка должно быть около 8—10 см)
Ребенок дует на султанчики, отдыхает и дует снова. Затем взрослый предлагает посмотреть и послушать, как шелестят «на деревьях» красные, желтые и зеленые листочки. При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды, не добирал воздуха, плавно выдыхал, не поднимая плеч. Если ребенок выдыхает слабо, игру повторяют еще раз.
В конце занятия взрослый и ребенок одновременно дуют на листочки, и взрослый еще раз спрашивает, какого цвета листочки «на деревьях».
Затем султанчики убирают и читают потешку:
Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок!
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок!
Паровоз
Цель: Развитие речевого дыхания.
Материал: Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза.
Ход игры : Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук «У», и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.
Взрослый следит, чтобы при воспроизведении звука «У» ребенок складывал губы «трубочкой*. В конце игры ребенок и взрослый идут по комнате «паровозиком», и ребенок громко подражает гудку паровоза.
Взрослый читает стихотворение:
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох, чу-чууу!
Я далеко укачу-ууу!
(Т. Волгина)
Осенние листья
Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.
Материал: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листочки, ведерко или ваза, где стоят листья.
Ход игры : Взрослый говорит, показывая ребенку ведерко:
«Смотри, ведерко! А что в ведерке? Листья. Вот какие они красивые! Какие у нас листья?» Ребенок отвечает: «Очень красивые листья!»
Взрослый произносит с ребенком эту фразу несколько раз, следя за тем, чтобы ребенок произносил ее выразительно.
«Листья, которые мы собрали, — продолжает взрослый, — упали с дерева. Подул ветер и сорвал их с дерева. Они закружились и опустились на землю. Сейчас я дам тебе красивые желтые листочки, а ты сделаешь ветерок, и твои листочки будут кружиться в воздухе». Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.
Упражнение повторяется 2—3 раза.
Чья птичка дальше улетит?
Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.
Активизация мышц губ.
Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Ход игры : Двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц, а остальные следят, чья птичка дальше улетит (проскользит к противоположному краю стола).
Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя. После этого дети проверяют, у кого птичка улетела дальше всех, и продолжают игру. Малыши не должны сильно напрягаться.
Бабочка, лети!
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Материал: Две — три бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50 см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга. Шнур натянут между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка).
Ход игры : Ребенок сидит на стуле, а взрослый рассказывает: «Посмотри, какие красивые бабочки: красная, желтая, голубая. Как их много. Они как живые! Посмотрим, могут ли наши бабочки летать. (Дует на бабочек) Смотри, полетели! Попробуй и ты подуть! Какая бабочка улетит дальше?»
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть ребенок должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Капитаны
Цель: Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха. Развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» (П-п-п) на одном выдохе. Активизация мышц губ.
Материал: Таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры : На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук «Ф» или «П». Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребенку, что для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «Ф».
Можно дуть просто — вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.
«Но вот налетает порывистый ветер, — говорит взрослый, — он дует неровно «П — п — п». Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука «Ф» ребенок не надувал щеки; звук «П» произносил на одном выдохе 2—3 раза и тоже не надувал при этом щек. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:
Ветер, ветерок,
Натяни парурок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
(Русская народная считалка)
Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуди в рожок
Материал: Воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры : На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает
Птицеферма
Цель: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3—4 слога.
Материал: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.
Ход игры : Взрослый показывает ребенку игрушки и 3—4 раза подряд воспроизводит их «голоса». (Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т. д) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: «Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами?» Ребенок отвечает: «Ко-ко-ко, куд- куда, куд-куда!»
Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается правильно воспроизводить их голоса.