Анжела Гапоненко
Игры на развитие навыка звукового анализа
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте:
-выделение (узнавание) звука на фоне слова,
-вычленение первого и последнего звука,
-определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Большую трудность для детей представляет выделение первого звука из слова и слога. Например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове сумка, он вместо с называет су.
Публикация «Игры на развитие навыка звукового анализа» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работа по вычленению первого согласного звука из слова (слога) проходит гораздо быстрее, если дети научились вычленять согласный звук из конца слова, где он четко слышен, а так же сравнивать друг с другом слова с изучаемым звуком в начале и конце слова.
Очень полезны задания на определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.
Предлагаю вашему вниманию игры, разработанные в практической многолетней работе, подходящие для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию навыков звукового анализа.
Игра «Ёжики с корзинками»Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация звуков на слух и в произношении.
Оборудование: две корзинки, две карточки с буквами (С и Ш, З и Ж и т. п., несколько предметов и игрушек, в названии которых есть изучаемые звуки (р-л, с-ш, з-ж, и т. д.).
Ход игры: на столе находятся предметы и корзинки с прикрепленными буквами. Ребенок выбирает любой предмет, произносит его название 2 раза (обычно и с утрированным звуком) и кладет в соответствующую корзинку. Если ребенок не умеет произносить изучаемый звук, то слово произносит педагог, а ребенок различает звук на слух. Другой вариант: к столу у доски выходят два ребенка-«ёжика», дается задание разобрать предметы, одному ребенку - в корзинку С, другому ребенку - в корзинку Ш.
Игра «Змейка»Цель: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слова.
1 вариант
Оборудование: на доске нарисована змея, пространство под змейкой разделено мелом на три части (под головой, туловищем и хвостом будем ставить предметные картинки). Картинки имеют в своем названии изучаемый звук, расположенный в начале и конце слова, или 2 вариант - в начале, середине и конце слова.
Ход игры: ребенок берет картинку, произносит ее название, утрируя изучаемый звук, и ставит на подставку доски в нужном месте. Если ребенок затрудняется, слово произносит педагог, одновременно ведя рукой по змейке.
2 вариант
Оборудование: на столе перед ребенком карточка с нарисованной змейкой, на карточке пуговица, которую можно передвигать по нитке, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале, середине и конце слова.
Ход игры: ребенок произносит или слушает слово, ведя пальцем по змейке, затем двигает пуговицу в нужное место.
3 вариант
Оборудование: на столе перед ребенком две змейки, нарисованные на карточках, на скрепках – символ гласного (другой вариант - согласного) звука в начале и конце слова, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале и конце слова.
Ход игры: ребенку нужно разложить картинки на две стопки под змейками, в зависимости от места звука в слове.