Мария Филонова
Игры на развитие мышления для детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Рассказ наоборот»
Детям старшего дошкольного возраста предлагается попробовать сочинить рассказ или сказку наоборот. Предположим, один говорит: «И началась у них с тех пор счастливая и спокойная жизнь. Другой: «Вернулись братья в свою деревню». Третий: «Наконец поняли они, что мир лучше ссоры». Четвё ртый: «Сколько в одни ночку ни старались мост построить, а ничего не выходит» и т. д.
2. «Ассоциация»
Публикация «Игры на развитие мышления для детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается 2 любых слова. Например, воробей и рыбка. Детям по очереди предлагается связать эти 2 слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.
Воробей летает в небе, а рыбка живёт в воде.
У воробья пёрышек столько, сколько у рыбки чешуек.
Воробей клюет рыбку.
И т. д.
3. «Расположи правильно картинки»
В основе мышления лежит умение находить закономерности, которое формируется в обучении. Этому умению можно учить через игру с самого раннего детства.
Для начала ребёнку нужно показать картинки.
Ребёнок должен расположить картинки в правильном порядке как развивались события.
Можно дать задание ребёнку вычеркнуть тот рисунок, который отличается от четырёх остальных, не подходит к ним. Можно предлагать детям это задание на время. Кто сделает это задание быстрее и с минимальным числом ошибок, тот и выиграл.
4. «Поиск сокровищ»
Эта игра требует специальной подготовки. Выбирается «сокровище» и определяется место его хранения. Затем составляется карта поиска сокровища. Причём она имеет несколько этапов, преодоление которых необходимо, чтобы осуществлять поиски дальше. Например, на первом этапе необходимо решить ребус, чтобы определить дальнейшее направление поиска. На втором этапе необходимо «пройти по горной дороге». На третьем найти дополнительную карту и по ней разыскать ключ от «сундука с сокровищами».
Вариантов игры может быть много. Ещё лучше, когда играет не один ребёнок, а несколько и их можно разделить на 2 команды. Тогда одна команда может подготовить «план маршрута» для др. и наоборот. Играть в «поиск сокровищ» можно дома и на улицу.
Для большей наглядности мы приводим здесь возможный сценарий игры в квартире.
В качестве сокровищ можно использовать любую мелкую игрушку или что-то более «материальное», например коробочку конфет или несколько монеток. Это «сокровище» в маленькой коробочке прячем в укромное место в квартире. Рисуем следующую карту.
На карте указаны основные зоны квартиры: прихожая, спальня, кухня, гостиная. В каждой зоне основные ориентиры: стол, кресло, диван, шкаф и т. д.
Поиск начинается с цифры 1. Затем по стрелочке над двигаться в указанном направлении. В точке 2 должен быть разгадан ребус, для того чтобы определить, по какой стрелочке двигаться дальше.
Если игрок разгадал ребус, то он попадает на наиболее выгодный маршрут, если нет, то идёт по любой стрелочке. Попадая в какую-либо точку, игрок выполняет то задание, которое предлагается в этом месте. Возможны следующие маршруты движения:
1-2-5-10-11-12 (сокровище)
1-2-3-6-7-8-9-5-10-11-12 (сокровище)
1-2-3-6-7-8-9-5-10-11-12 (сокровище)
Каждому пункту движения соответствуют следующие задания
Пункт 3. Игрок должен пройти по «горной дороге». Для этого на полу необходимо расставить кегли, кубики или просто разложить несколько листов бумаги с узкими «проходами». Игрок должен внимательно рассмотреть расположение предметов, запомнить их и затем пройти между ними с завязанными глазами. Каждый сбой приносит одно штрафное очко.
Пункт 4. Игрок перед «разрушенным мостом», его нужно достроить. Игроку предлагается дорисовать недостающую фигуру в предлагаемом рисунке. Для этого даётся 3 минуты. Каждая лишняя минута-один штрафной балл.
Пункт 5. Нужно «перебраться через пропасть, держась руками за веревку». В данном пункте игроку предлагается перенести мячик (или апельсин) в пункт 10. Использовать для этого руки и зубы запрещается. Мячик необходимо зажать под подбородком, а руки поднять вверх в «замке», будто держишься за верёвку, и таким образом доставить «груз» на место.
Пункт 6. «Завал» на дороге. Его необходимо расчистить. Игрок решает задачи со спичками. Ему предлагается три задачи разной трудности: простая, средняя и сложная. Он может выбрать любую. Однако здесь имеются свои правила.
Пункт 7. Необходимо «отбить грабительское нападение индейцев». Игрок выполняет задание на меткость. Предлагается обычная мишень, в которую нужно попасть мячиком. Для перехода на след. этап необходимо попасть в мишень 3 раза. Если игрок не может попасть и отказывается от продолжения попыток, ему даются 3 штрафных очка.
Пункт 8. После «нападения» нужно все привести в порядок и выяснить, что из вещей пропало «после грабежа». Это задание на внимательность. На столе или стуле раскладываются различные предметы – приблизительно 10-15 предметов. Игроку предлагается в течении 30 секунд запомнить предметы и их расположение. Затем игрок отворачивается, а ведущий перекладывает и убирает несколько предметов. Игрок должен определить, что убрано и что переставлено. За каждую ошибку 1 штрафной балл.
5. «Почтальон-читатель»
Эта игра предложена Анатолием Заком и направлена на развитие языковых навыков у детей 6-8 лет. Идея игры проста. Ребёнок воображает себя почтальоном, «разносит» письма применяя языковые навыки и соображая, как почтальон может добраться из одного пункта в другой.
Ребёнок должен соблюдать определённые правила при «разнесении» почты. В данном случае это правило гласит: «Если дорожка соединяет домики, в которых живут разные гласные буквы, то идти по такой дорожке можно, а если в домиках гласные одинаковые, то идти по такой дорожке нельзя». Правильную дорожку, по которой должен идти почтальон, ребёнок должен нарисовать на схеме кружочков с цифрами.
Для решения задачи ребёнок должен прочесть названия домиков. Последовательность решения задачи такова:
- Какова гласная в названии домика-почты?
-Гласная А.
-Какая гласная в верхнем домике?
-Гласная У.
-Какая гласная в нижнем домике?
-Гласная А.
И т. п.
6. «Отгадай стихотворение»
Эта игра развивает словарный запас, воображение и память ребенка. Выбирается ведущий, затем в его отсутствие подготавливается сама игра. Выбирается четверостишье известного всем стихотворения. Четверостишье делят по одному слову между всеми играющими. Возвратившийся ведущий задает остальным участникам по одному, любому вопросу. Отвечающий обязан дать ответ, используя в нем «свое» загаданное слово. Слово должно быть употреблено (связно)с другими и не явно для ведущего. По ответам разных участников ведущий должен угадать стихотворение. Следующим ведущим становится участник, последним отвечавший на вопрос и по ответу которого было отгадано стихотворение. Победителем становится тот, кому потребовалось для отгадки задать меньше всего вопросов.
Игры на развитие мышления пробуждают у ребенка стремление к творчеству, формируют такие качества, как уверенность в себе, умение преодолевать препятствия, и таким образом существенно влияют на формирование личности. Однако существуют и специально организованные игры для личностного развития и роста.
7. «Кто?Что?»
Очень важно обучать ребёнка умению устанавливать связи между объектом и его свойствами. Для развития такого умения используется эта настольная игра.
Ребёнку последовательно предлагается ряд карточек, которые он должен разложить по порядку, исходя из поставленного вопроса. Ребенок должен проанализировать каждую картинку найти самый важный признак детям разложить карточки по степени выраженности признака.
Например, на карточках серия «Кто сильнее?» могут быть изображены волк, крот, тигр, заяц, лиса. Ребенку необходимо расположить их следующим образом: тигр, волк, лиса, заяц, крот. Точно такую же работу нужно провести и с другими карточками.
При игре нескольких детей каждый ребенок получает свои карточки, и выигравшим считается тот, кто быстрее всех и без ошибок расположил свои карточки.
8. «Данетки»
Эта игра влияет на развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.
Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.
Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».
9. «Третий лишний»
Игра влияет на развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.
Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.
Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки, одно среди которых лишнее. К примеру, вы можете дать такие слова:
• дождь, снег, бумага;
• море, песок, зонтик;
• утро, вечер, 56;
• дыня, яблоко, стакан и т. д.
Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.
10. «Бывает и не бывает»
Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.
Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.
Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т. е. решение он должен принять очень быстро.
Вот несколько примеров таких ситуаций:
• папа идет с работы;
• дерево варит кашу;
• бабушка печет пирожки;
• ручка смотрит телевизор;
• кошка играет с мышкой;
• подушка зевает и т. д.
Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.