Марианна Валерьевна Проскурня
Игры на развитие грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Веселый счет»
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом)
«Подружи слова»
Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,
«Приготовим сок» (образование относительных прилагательных)
Публикация «Игры на развитие грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
«Из яблок сок (какой) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишнёвый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» (суп из гороха, риса, кастрюля из металла, кружка из стекла, ручка из пластмассы и т. д.).
«Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
«Упрямые слова»
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.
«Назови ласково»
Образование слов с помощью уменьшительных суффиксов (дом-домик, жук-жучок, стул-стульчик….)
«Слова-великаны»
Образование слов с помощью увеличительных суффиксов (лапы-лапищи, трава-травище, глаза-глазища….)
«Один - много»
Образование слов в множественном числе (один стул - много стульев, одна кошка- много кошек, одно яйцо- много яиц)
«Назови мамину профессию»
Взрослый напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры : «Я буду называть мужскую профессию, а ты меняй её на женскую».
Например: ткач – ткачиха, повар – повариха, певец – певица, художник – художница, учитель – учительница, спортсмен – спортсменка, портной – портниха, продавец – продавщица, актер – актриса и т. д.
«Найди ошибку»
Предложить ребёнку послушать предложение и исправить в нё м неправильные слова:
Кот залезла на дерево.
Мышка побежала в норка.
Катя ест сладкий яблоко
На столе лежит много карандашов….
«Измени слово»
(упражнять в падежном и предложном согласовании).
Изменить слово «окно» в контексте предложения. В доме большое …. В доме нет …. Я подошел к …. Я мечтаю о большом …. У меня растут цветы под …
«Скажи одним словом» (упражнять в образовании сложных прилагательных)
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы жёлтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют …).
У дятла красная голова, поэтому его называют …).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют …).
У дятла острый клюв, поэтому его называют …).
«У кого кто?» (образование существительных с суффиксами -ат, -ят).
Взрослый называет животное, а ребёнок - его детенышей. Медведь – Медвежата, у медведя много медвежат. Лиса – Лисята, у лисы много лисят. Волк – Волчата, у волка много волчат. Ёж- Ежата, у ежа много ежат….
«Новое слово» (образование глаголов при помощи приставок). Ребёнок отвечает на вопросы одним словом. Мальчик по тротуару (что делал) шёл. - Мальчик к дому (что сделал) подошёл. - Мальчик вокруг дома (что сделал) обошёл.