Алла Петрухина
Игры для развития грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Публикация «Игры для развития грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью. Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры.
• «Скажи наоборот»
Цель: усвоение образования слов во множественном числе.
шар. (шары, комар. (комары, гриб. (грибы, шкаф. (шкафы, стол. (столы,
мяч. (мячи) и т. д.
• «Один-много»
Цель: образование множественного числа существительных.
Взрослый говорит: «У меня собака», а ребнок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребнок: «У меня чашки» и т. д.
• «1-2-5».
Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.
Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов,
и предлагается сосчитать их.
Образец ответа:один шар-два шара-пять шаров.
Примерный речевой материал:
гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.
• «Кого увидели?»
Цель: учим использовать существительные в винительном падеже.
Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели.». Взрослый поочердно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребнок называет: зайца, медведя, белку, лису. Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели. огурцы, лук, свклу и т. д.»
• «Скажи правильно».
Цель: упражнение в подборе глаголов.
Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.
Лодка (подплыла, отплыла) от берега. Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.
Собака (залезла, вылезла) из конуры. Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.
Мяч (перескочил, отскочил) от пола. Девочка (запила, выпила) молока.
Машина (съехала, заехала) на мост и т. д.
• «Кого (чего) не стало?»
Цель: употребление существительных в родительном падеже.
Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память. «Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже) Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребнок заканчивает его: «Белка идт в гости. к зайцу. Жираф идт в гости. к зебре» и т. д.
• «Большой зверь»
Цель: образование новых слов.
Взрослый говорит: «Это кот (слон и т. д., представь, что он очень большой. Как мы его назовм?» Ребнок: «Котище (слонище и т. д.).
• «Жадина».
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению местоимений с существительными.
Взрослый просит ребенка представить, что это твои фрукты.
Ответь на вопросы: Чей это лимон? (Мой лимон.) Чья слива? (Моя слива.)
Чье яблоко? (Мое яблоко.) И т. д.
• «Кто у кого?»
Цель: учим образовывать название детнышей с помощью суффиксов.
Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т. д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлнок» (утнок, волчонок, бельчонок и т. д.).
• «Из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребнок отвечает: «Деревянный». Задам много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т. д.
• «Чь это?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Задам следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребнок отвечает: «Птичий». Можно ещ спросить, например: чья лапа у собаки – собачья, чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т. д. Поиграйте в эти несложные игры с ребнком. Поверьте, что как бы усердно не работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более длительной.