Елена Ивановна Гуцул
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр для развития грамматического строя у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей. Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование дидактических игр для развития грамматического строя у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми.
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.
В системе обучения навыкам грамматически правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей с ОНР, на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с воспитателями и родителями воспитанников.
Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Игры стимулируют мыслительные процессы, следовательно, развивают речь ребенка. Дидактические игры можно применять в течение дня во всех видах деятельности. Для формирования грамматического строя речи дошкольников предлагаю использовать следующие дидактические игры :
«Один-много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинка с разными фруктами.
Ход игры: логопед называет фрукт в единственном числе и просит назвать назвать его во множественном числе. Например: яблоко – яблоки, апельсин – апельсины и т. д.
«А что у вас?»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: у каждого ребёнка картинки с изображением предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки, но с изображением предметов в единственном числе.
Ход игры: воспитатель говорит : “ У меня заяц. А у вас?”. Ответы детей :
- У меня зайцы (кубики, машины, мячи) и т. д.
«Магазин»
Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.
Ход игры: на игровом поле расположены 3 куклы, 3 мишки и т. д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят :
- У меня мяч, а в магазине мячи. У меня машина, а в магазине машины.
«Угадай дерево по листу»
Оборудование: карточки с листьями знакомых деревьев.
Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает, какому дереву принадлежит этот лист. Даё т образец ответа:
- Этот лист берёзы.
- Этот лист липы и т. д.
«Кого кормит Маша»
Оборудование: предметные картинки или магнитный театр: девочка с лукошком, куры, гуси, утки.
Ход игры: воспитатель задаё т вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого кормит Маша?”.
Дети отвечают:
- Девочка кормит кур и т. д.
«Чего не стало?»
Оборудование: игрушки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало?». Дети отвечают:
- Не стало машинки, куклы, мяча и т. д.
«Жадина»
Оборудование: игрушки или предметные картинки.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, показывая на картинку или игрушку: «Чья машина?».
Дети отвечают: Моя машина.
Воспитатель : Чей мяч?
Дети: Мой мяч. И т. д.
«Кто с кем живёт»
Оборудование: картинки – животные и их детёныши.
Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: “ Кто с кем живёт в теремке?
- Лиса с лисёнком.
- Волк с волчонком и т. д.
«Скажи ласково»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Ход игры: Педагог приглашает детей встать на ковер.
Педагог: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть фрукт, а вы будете ловить мяч и называть этот же фрукт ласково. Яблоко.
Дети: Яблочко и т. д.
«Назови ласково своих друзей»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Ход игры:
Воспитатель. Сядет тот, кто сможет назвать ласково своих соседей. Например, Машу можно назвать Машенькой или Машулей, а Катю — Катенькой или Катюшей.
Дети произносят ласкательные имена друзей и садятся.
1-й ребёнок. Настенька и Ванечка.
2-й ребенок. Сашенька и Дашенька.
3-й ребенок. Ванюша и Настюша.
4-й ребенок. Сашуля и Дашуля.
«Гном и великан»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Ход игры: воспитатель помещает на наборное полотно пару предметных картинок с изображениями гнома и великана.
Воспитатель. Кого вы видите на картинках?
Дети. Гнома и великана.
Воспитатель. Сравните их по размеру.
Дети. Великан большой, а гном маленький.
Воспитатель. Обратите внимание на обувь девочки и куклы.
1-й ребенок. У великана обувь большая.
2-й ребенок. У гнома обувь маленькая.
Воспитатель. Послушайте, как я назову обувь гнома, чтобы было понятно, что она маленькая: у великана сапоги, а у гнома сапожки. А теперь я буду выставлять пары картинок, а вы будете называть обувь ннома и великана. Называйте обувь гнома так, чтобы было понятно, что она маленькая.
Воспитатель выставляет предметные картинки с изображениями одинаковой обуви (но разной величины) снизу под картинками с великана и гнома.
1-й ребенок. У великана туфли. У гнома туфельки.
2-й ребенок. У великана тапки. У гнома тапочки.
3-й ребенок. У великана кроссовки. У гнома кроссовочки.
4-й ребенок. У великана ботинки. У гнома ботиночки.
Аналогично проводится такая игра с использованием предметных картинок по теме «Одежда».
«Повар»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Повар готовит обед. Какой суп из картофеля (картофельный, грибов, овощей. Какой компот из яблок (яблочный, груши, персика, ананаса. Какое пюре из картофеля… (картофельное, гороха, овощей.
«Досчитай до пяти»
Цель: учить считать до пяти и согласовывать числительные с существительными
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посчитать картинки.
«Закончи предложение».
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога:
- Папа читает … (газету).
- Петя ловит … (рыбу) и т. д.
«На чём дети катаются».
Оборудование: сюжетные картинки: ролики, лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина.
Ход игры: дети по картинкам составляют предложения с союзом на.
- Мальчик катается на роликах.
- Девочка едет на велосипеде. И т. д.
Желаю вам и вашим детям поиграть с пользой и интересом!