Ксения Булатова
Игры и упражнения по развитию речи для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
[/h3]
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины “звук”, “слово”, с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения “Как слово звучит”, “Найди первый звук”, в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.
Публикация «Игры и упражнения по развитию речи для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
“Найди первый звук”
Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.
Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука “с” (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука “с”, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук “сь”, а не “с”.
— Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
“Громко -- шепотом”
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: “Са-са-са -- прилетела к нам оса”. Затем эта рифмовка повторяется громко -- тихо -- шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
-- Су-су-су -- кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са. (там летит оса, су-су-су. (я боюсь осу).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
“Как говорит Таня?”
Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: “Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так -- мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: “мяу-мяу” (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: “мяу-мяу” (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело. мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением, передавая все интонации по содержанию текста.
В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к аданным словам (снег, снежинка, зима).
“Кто больше слов скажет”
[/h3]
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку -- например, белочку -- и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик -- маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок -- с длинным хвостом, любопытный.
“Кто заблудился?”
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— -- Закончите предложения. Если зайчик потерялся. (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы., но и предметы к тому или иному действию (поливать можно. цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки. одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры “Какое что бывает?”, “Что умеет делать. ветер, вьюга, солнце?”). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов (“идет” можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий--горький, старый--новый.
“Какие бывают иголки”
Цель: дать детям представление о многозначном слове “игла”, упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
— Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— -- Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
-- Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:
— Что ж ты, еж, такой колючий?
— -- Это я на всякий случай.
— Знаешь, кто мои соседи?
— Волки, лисы и медведи.
— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— -- Закончите предложения: “Ты ежа не трогай лучше, потому что он. (колючий). Лиса потрогала ежа и. (укололась)”.
— -- У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
— -- Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
“Кого можно гладить”
Цель: познакомить детей с многозначным глаголом “гладить”.
-- Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)
Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.
-- Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана.
“Шишка”
Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова “шишка”.
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
-- Подбери к слову “шишка” складные слова (“малышка”, “мышка”, “мишка”.). Вспомните стихотворение про мишку. (“Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет”.)
— -- Про кого эта загадка? “Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается”. (Белка.)
Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла. (шишка).
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом “игла” (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
“Ручка--ножка”
Цель: познакомить с разными значениями слов “ручка”, “ножка”.
— Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)
— -- У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
— -- Нарисуй предметы, у которых есть ручка.
— -- Закончи предложения: ручка нужна, чтобы. За ручку можно.
— -- А какие предметы мы называем словом “ножка”?
— -- Нарисуй предметы, у которых есть ножка.
“Как сказать по-другому?”
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
— Скажи по-другому! Часы идут. (ходят). Мальчик идет. (шагает). Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).
— Закончи предложения. Мальчик пошел. Девочка ушла. Люди вышли. Я пришел. Саша идет медленно, а Вова идет. Можно сказать, что он не идет, а.
“Кто это ползет?"
Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.
— Отгадайте загадку: “Кто это ползет, на себе свой дом везет?”.
— Дети отгадывают загадку (улитка, рассматривают улитку, обращают внимание на домик и рожки. Вторая загадка: “Глаза на рогах, а домок на спине”.
— -- В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т. Волжиной “Где чей дом”:
Воробей живет под крышей,
В теплой норке -- домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
домик пеночки в саду.
— Эй, цыпленок, где твой дом?
— -- Он у мамы под крылом.
— Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро ли ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: “Я так тихо мчалась, так медленно неслась”. Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
— Улитка стала загадывать детям лесные загадки: “Колючая, маленькая -- это ежик или елочка? Пушистый, маленький -- это зайчик или белочка?”
— -- Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня дети поют.
В речевой работе с детьми пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).
Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет. шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).
Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше).
Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок -- утята -- не стало утят; зайчонок -- зайчата -- много зайчат; лисенок -- лися-та -- нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но -- масленка и солонка).
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов (“Почему грибы называют. подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?. шапку -- ушанкой. цветок -- подснежником?”).
Особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла -- залезла -- вылезла; прыгнула -- подпрыгнула -- перепрыгнула; несла -- принесла -- унесла). Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона “карр-карр” -- каркает, петух “кукареку” -- кукарекает, поросенок “хрю-хрю” -- хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло -- мылит, звонок -- звенит, краска -- красит, а также: учитель -- учит, строитель -- строит, но: врач -- лечит, портной -- шьет).
Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения (“Закончи предложение”; “Зачем тебе нужны. ?”).
Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии.
Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи -- “Мне нравится зима, потому что. ”). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям даются схемы составления совместного рассказа -- тем самым они глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному (“Однажды. ”, “Как-то раз. ”, “Дело было летом. ” и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет (“Как-то раз. собрались звери на полянке. Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда. ”.) Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Составление сказки “Приключения Маши в лесу”
Воспитатель спрашивает: “Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.