Валентина Максимова
Игры и упражнения по формированию у детей культуры общения
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «Как поступить?»
1. Можно ли смеяться, когда твой товарищ упал? Почему?
2. Можно ли обижать животных? Почему?
3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. можно ли драться, когда другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т. п. ?»
Публикация «Игры и упражнения по формированию у детей культуры общения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развить в себе эти качества.
а) Доброта.
П р а в и л а д о б р о т ы:
- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
- прощать ошибки других;
- не жадничать;
- не завидовать;
- жалеть других.
б) Честность.
С детьми обсуждаются такие темы, как: «Трудно ли быть честным?», «Как сдержать свое слово» и т. п.
П р а в и л а ч е с т н о с т и:
- сказал – сделай;
- не уверен – не обещай;
- ошибся – признайся;
- забыл – попроси прощения;
- говори то, что думаешь;
- не можешь сказать правду – объясни почему;
- не выдавай чужую тайну.
в) Вежливость.
П р а в и л а в е ж л и в о с т и:
- вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
- будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – попрощайся;
- не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько вернешься;
- не капризничай, не ворчи, твой каприз может испортить настроение другим.
Содержание бесед можно закрепить в сюжетно-ролевых играх («Школа», «Дочки-матери», «Больница» и др.). Обсудите, какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.
Беседа «Как правильно дружить?»
В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые из них предлагаются ниже; в ходе проведения беседы вы можете дополнить и расширить их.
- Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать – научи и его. Если товарищ попал в беду – помоги ему чем можешь.
- Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй – радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Можно вместе с детьми также сформулировать правила игры :
- Соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
- Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним.
- Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на того, кто выиграл, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
«Разыгрывание ситуаций».
Детям предлагается разыграть следующие ситуации:
- два мальчика поссорились – помири их;
- ты и твой друг хотите играть одной и той же игрушкой;
- твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться.
Можно использовать для разыгрывания и те ситуации, которые возникают в ходе реальной игры. При разыгрывании хорошо использовать такой прием, как «обмен ролями». Это дает конфликтному ребенку хорошую возможность почувствовать себя в роли слабого и обиженного.
«Закончи ситуацию».
Дети вместе со взрослым обсуждают несколько ситуаций.
1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила свои кубики в коробку. Воспитательница ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
2. Петя принес в школу новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подбежал Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
3. Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть с вами». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но! Но! Но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может уснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?
6. Таня и Миша рисовали. К ним подошла учительница и сказала: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?