Елена Гуц
Игры и упражнения на развитие внимания
▼ Скачать + Заказать документы
«Запрещенные движения»
Цель: формировать собранность внимания.
Инструкция: Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.
«Прямой и обратный счет»
Цель: развивать способность к распределению внимания.
Публикация «Игры и упражнения на развитие внимания» размещена в разделах
Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).
«Нарисуй»
Цель: развивать произвольное внимание.
Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т. д.
«Наблюдательность»
Цель: развивать активное внимание, связь внимания и зрительной памяти.
Инструкция: Вам необходимо по памяти описать участок детского сада, путь из дома в детский сад и обратно — все то, что вы видели сотни раз.
«Сосчитай глазами»
Цель: формировать активное внимание, реакцию сосредоточения.
Инструкция: Посмотри внимательно на этот рисунок. Перед тобою изображены крестики и кружочки. А теперь — внимание! Одними глазами, без помощи пальчиков или карандаша, посчитай, сколько кружочков и сколько крестиков в каждой строчек. Рядом со строкой напишите ответ. Вначале — сколько кружков, затем — количество крестиков. Нужно стараться работать очень быстро.
«Я и мои друзья»
Играющие (их количество не ограничено) садятся или становятся в круг. При слове «Я», произносимым ведущим, каждый хлопает себя по коленам, а, услышав «мои друзья», касается обеим руками плеч или калений своих соседей. Эти слова произносятся в определенном ритме с той скоростью, которая нравятся участникам. (Например, «Я – другой – я»).
«Запрещенная цифра»
Цель: развитие внимательности, умения слушать.
Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа (от 1 до 10). Перед этим выбирается одно какое – то число, которое нельзя произносить вслух, вместо него играющий хлопает в ладоши. (Затем количество запретных чисел увеличивается).
«Запретные движения»
Цель: развитие скорости реакции и произвольного внимания.
В начале, ведущий показывает какое-либо движение, которое будет являться запретным к исполнению. Далее он изображает любые действия, которые повторяются всеми участниками. В серии своих действий ведущий показывает и запретное, которое не следует повторять.
Запретных действий может быть и не одно.
«Едем на пароходе»
Цель: развитие внимания, воображения, слухоречевой памяти, навыков социальной адаптации.
Ведущий говорит: «Мы отправляемся в путешествие и собираем багаж. Каждый имеет возможность взять по одной вещи». Участники по кругу называют желаемое. Ведущий записывает последовательно все названное. После этого продолжает рассказ: «Наш пароход поворачивает в обратную сторону, поэтому сейчас мы будем последовательно вспоминать, кто что брал, в обратном порядке». Первый участник теперь должен воспроизвести вещь, названную последним участником, второй — предпоследним и т. д.
«Не пропусти профессию»
Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.
Варианты слов:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,
АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ,
СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,
ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР,
ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,
УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ,
ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,
ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ,
ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ,
БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ,
ВОСПИТАТЕЛЬ, ШУТКА, СОЛНЦЕ,
«Зеваки»
Развитие произвольного внимания.
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внимательно наблюдает за игрой.
«Назови соседей» (вариант с числами)
Развитие внимания, памяти, скорости, мыслительных процессов.
Играющие сидят в кружок. Ведущий бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т. е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
Еще одно упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры).
На рис. 3 представлена таблица с 25 клетками, на которой в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 35, из них 10 пропущено.
Попросите ребёнка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если ребёнок не может записать цифры, то он просто сообщает их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребёнку для выполнения этого задания.
Игры, развивающие внимание.
«Что изменилось»
На стол ставятся 6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами).
«Горячо – холодно»
Спрячьте небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты. Ребенок должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите «Горячо», если удаляется от места – «Холодно». Эти слова можно заменить хлопками, жестами и т. д. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве