Любовь Николаенко
Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи
▼ Скачать + Заказать документы
Интонационная выразительность речи играет важное значение для развития языковой способности ребенка, удовлетворения интеллектуальных и эмоциональных потребностей, формирования высокой речевой культуры в коммуникативной деятельности и предпосылок успешного обучения в школе. Очень часто речь детей неэмоциональна и невыразительна. Многие дети заучивают тексты стихотворений или роли к сказкам-драматизациям, но не умеют передать характер героев, их настроение. Отсутствие видимой эмоциональности и выразительности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма ухудшают их устную речь. Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через жесты, мимику, интонацию.
Публикация «Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра «Паучок»
Цель: учить детей координировать темп движений и темп речи.
Описание: дети стоят около своих стульев. Слушают отрывок стихотворения, произносимого педагогом в медленном темпе. Пальцами одной руки, изображая большого паука, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки – «Паучок ходил по ветке»; далее пальцами изображают маленьких пауков, быстро дотрагиваясь до ладони другой руки – «А за ним ходили детки».
Упражнение «Вьюга».
Цель: учить детей регулировать силу голоса.
Описание: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит: «Вьюга начинается». Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.
Упражнение «Угадай, чей голос?»
Цель: развивать у детей восприятие тембра голоса.
Описание: педагог предлагает детям вспомнить сказку про Машу и три медведя. Далее предлагает прослушать предложение: «Кто спал на моей кровати?», которое произнесено от лица медведицы (голосом средней высоты тона, папы-медведя (низким голосом) и Мишуткой (тонким, высоким голосом, и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи.
Игра «Медвежата»
Цель: закреплять у детей умение произвольно изменять тембр голоса.
Материал: три маски медведей.
Описание: два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Мам, мёду нам, мам, молока бы нам». Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам, всё мало вам!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вот я вам, вот я вам!»
Упражнение «Барабан»
Цель: развивать у детей восприятие и воспроизведение ритмических структур.
Описание: педагог предлагает детям поиграть в настоящего музыканта, в руках у которого барабан. Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию ударов и: А. назвать количество ударов. Б. «Прохлопать» предложенный ритм. Например: / / / / / ; / / / / ; / / / / / /.
Упражнение «Главное слово».
Цель: учить детей интонационному выделению слов в предложениях, меняя темп высказывания.
Описание: педагог начинает чтение скороговорок в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово. Постепенно ускоряет темп, но следит за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Упражнение «Яблоко»
Цель: развивать у детей выразительность жестов и мимики. Описание: на фланелеграфе находятся карточки с изображением яблок. Одно яблоко вялое, черное, гнилое, а другое – большое, сочное, красное. Ребенку необходимо произнести слово «яблоко» так, чтобы передать голосом, что одно яблоко – красивое и сочное, а другое – вялое и нeпривлекательное. Яблоко! (Радостно, с восхищением). - Яблоко. (Недовольным тоном).
Упражнение «Гроза»
Цель: учить детей различать и воспроизводить тембр голоса на материале одного предложения.
Описание: ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух, каким тоном оно было произнесено. Далее педагог показывает картинку-пиктограмму, лицо которого выражает соответствующее чувство.
Скоро гроза! (недовольство)
Скоро гроза! (радость)
Скоро гроза! (удивление)
Скоро гроза (грусть)
Скоро гроза! (страх, испуг)
Упражнение «Волшебники»
Цель: учить детей интонационно изменять повествовательное предложение на вопросительное.
Описание: Дети слушают повествовательное предложение и «превращают» его в вопрос. Мелодические изменения голоса на протяжении высказывания сопровождаются соответствующим движением руки.
Примеры:
Дети разговаривают. Дети разговаривают?
Наша собака нашлась. Наша собака нашлась?
Скоро зима. Скоро зима?
Ты очень устал. Ты очень устал?
Я иду в магазин. (ответы детей)
Бабушка варила варенье. (ответы детей)
В прошлом году было жаркое лето. (ответы детей)
Игра «Почемучки»
Цель: закреплять умение передавать интонацию вопроса в речи.
Материал: сюжетные картинки.
Описание: педагог говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» - будут задавать вопросы, а он - отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.
Игра «Письма-загадки»
Цель: закреплять умение передавать интонацию вопроса в речи.
Материал: набор карточек, на которых с помощью рисунков, заменяющих имена существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют один за другим, как слова в предложении.
Описание: педагог просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительное-рисунок, при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. Поскольку детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое слово с вопросительной интонацией, т. е. с повышением мелодики. Затем показывает следующий символ (стрелку, дети подбирают подходящий по смыслу глагол (необходимо заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе, но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в соответствии с интонацией вопроса.
Игра «Подслушанный разговор»
Цель: закреплять детские высказывания, окрашенные интонационно и мимически.
Описание: На картинках изoбражены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют. Например, грустная машина в гараже: «Пoсле долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним oтправимся в удивительное, радoстное путешествие!»