Кадрия Ирфановна Плотникова
Музыкальное занятие «Зимняя сказка в творчестве русского композитора П. И. Чайковского» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
– средняя общеобразовательная школа № 3 г. Маркса Саратовской области
им. Л. Г. Венедиктовой
Структурное подразделение детский сад-школа №8
Конспект музыкального занятия
«Зимняя сказка в творчестве русского композитора П. И. Чайковского»
для детей подготовительного к школе возраста
Разработала: музыкальный руководитель
Плотникова К. И.
Январь,2025г.
г. Маркс
Темочки:
- Зима. ИЗО, поделки
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты музыкальных занятия
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Композиторы и музыкальные произведения для детей
- Композиторы, детям о композиторах. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Конспекты занятий по сказкам
- Чайковский П.И.
- Темочки
Пространственный временной ресурс: музыкальный зал.
Интеграция образовательных областей:
• Художественно-эстетическое
• Физическое
• Познавательное
• Социально-коммуникативное
• Речевое
Цель: Знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского, приобщая к мировой классике и способствуя формированию основ музыкальной культуры дошкольников.
Задачи:
1. Образовательные:
продолжать знакомство с творчеством русского композитора - сказочника П. И. Чайковского.
продолжать учить различать настроения музыки, средства выразительности, изобразительность музыки.
побуждать детей к элементам импровизации в движениях, в игре на детских музыкальных инструментах.
- продолжать учить воспринимать окружающую действительность с
помощью музыкальных образов;
продолжать формировать умение петь выразительно, напевно, естественным голосом без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
закреплять умения различать долгие и короткие звуки во время исполнения музыкального оркестра.
упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов.
2. Развивающие:
Развивать у детей чувство прекрасного в природе, музыке.
- способствовать формированию познавательного интереса детей
средствами музыки и изобразительного искусства;
- стимулировать желание детей высказываться о музыке;
- развивать звуковысотный слух.
3. Воспитательные:
прививать детям интерес к классической музыке, воспитывать умение слушать и понимать музыку.
- воспитывать навыки культуры поведения, общения друг с другом,
доброжелательности.
Предварительная работа:
Оформление музыкального зала. Подбор музыкального материала,
слайдов к занятию. Беседа с детьми о времени года-зима, рассматривание
иллюстраций с ее изображением, рассматривание снежинок, слушание
классической музыки о зиме. Разучивание с детьми музыкального
материала к НОД. Индивидуальная работа с детьми.
Оборудование:
музыкальный центр, флешка, ноутбук, экран с проектором, фортепиано, мольберт.
аудиозаписи музыки : минус песни Д. Львова-Компанейца «Снежная песенка», Видео-записи: «Танец Феи Драже» из Сказки-балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», Нейро-гимнастика «Снежинка», Музыкально-ритмическая игра на ДМИ «Весёлые стаканчики» под музыку «Танец Феи Драже» П. И. Чайковского.
Музыкальные инструменты : шумовые: бубны, треугольники, колокольчики, ксилофоны, металлофон; нетрадиционные инструменты - стеклянные стаканы с водой и деревянные палочки
Атрибуты: Авторское пособие для рук «Снежинки, ёлочки, льдинки» для музыкальной игры на внимание (по кол-ву детей, карточки на магнитах «Музыкальные инструменты» (по кол-ву детей, снежок из ваты, угощение для детей.
Программное содержание:
1. Музыкально – ритмические движения: «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского – дети заходят в музыкальный зал, двигаются самостоятельно в характере музыки : ритмично маршируют, поднимая колени, руки разводят в стороны, по окончанию останавливаются. Воспитатель следит за детьми, если нужно, то по необходимости помогает детям.
2. Песенка-распевка «Здравствуй, Родина моя!»
3. Эмоциональный настрой на занятие «Подари улыбку» – дети улыбаются друг другу.
4. Дыхательная гимнастика :
-«Подуй на снежинку»- дети вдыхают через нос и дуют на снежинку. Муз. рук. показывает как правильно, нужно дуть.
- «Греем руки» – дети вдыхают через нос воздух, затем плавно выдыхают на ладони, на выдохе, на звук – о, затем обнимают свои плечи (согревают плечи)
5. Восприятие музыки : «Танец Феи Драже» П. И. Чайковский – дети слушают музыку, отвечают на вопросы музыкального руководителя : «Понравилась ли музыка?», «Какого характера?», «Какая сказка звучала под эту музыку?», «Можно ли сравнить музыку с зимой?», «Чем они похожи?» Затем дети узнают кто написал эту музыку (показ портрета композитора П. И. Чайковского) и музыкальный руководитель говорит как называется музыка и о чем она.
6. Упражнения для голоса для развития дыхания «Засвистели метели»
7. Упражнение для формирования правильной осанки «Были маленькими мы»
8. «Зимние распевки» : «Горка», «Зима», «Санки»
9. Пение: «Снежная песенка» муз. Д. Львова-Компанейца– исполнять знакомую песню в характере: нежно, ласково, начинать пение сразу после вступления. Воспитатель поет вместе с детьми. Дети исполняют песню, выполняя хороводный шаг – в куплетах, в припеве – выполняют импровизированные движения в соответствии с текстом песни (лепят снежки, кидают снежки).
10. Нейро-гимнастика для пальчиков рук «Снежинка» (на мотив песни «У леса на опушке»)
11. Музыкальная танцевальная импровизация «Зимние узоры» – звучит плавная музыка, дети двигаются с атрибутами (елочки, льдинки, снежинки) на руках, как только изменяется музыка, на экране появляется узор, который дети должны выстроить.
12 Музыкально - экспериментальная деятельность со стеклянными стаканчиками и радужной водой.
13. Игра на ДМИ «Оркестр» – исполнять оркестр под новое муз. произведение «Танец Феи Драже» используя нетрадиционные инструменты – стаканчики с водой.
Ход:
Дети под музыку П. И. Чайковского "Марш" из балета «Щелкунчик» заходят в музыкальный зал, с окончанием её останавливаются.
Муз. рук-ль: Ребята, сегодня к нам на музыкальное занятие пришли гости!
Давайте мы со всеми поздороваемся знакомой песней «Здравствуй, Родина моя!. Предлагаю исполнить эту песню весело, радостно, выражая любовь к Родине, и радость от встречи с гостями.
Дети исполняют песню-распевку «Здравствуй, Родина моя!»
(муз. Ю. Чичкова, сл. Ибряева)
Муз. рук: Поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте, гости.
Муз. рук: Молодцы! Как весело вы исполнили песню о любимой Родине, о ее природе. Каждый человек стремится, чтобы его Родина стала еще краше, богаче, потому что она одна-наша с вами Родина.
Муз. рук: А ещё я хочу, чтобы вы пожелали друг другу здоровья, доброты и хорошего настроения! Давайте подарим улыбку друг другу и нашим гостям.
Эмоциональный настрой на занятие «Подари улыбку».
Муз. рук: Посмотрите, ребята, как у нас в музыкальном зале красиво. Ах, Зима! Красавица. Зима пришла с хорошим зимним настроением! И день сегодня такой удачный у нас, зимний!
Слад - Зима
Муз. рук: Вот она зима какая: все вокруг заморозила, льдом сковала, засыпала снегом луга, поля, леса – всё одела в красивые наряды. Сыплет снежочком лёгким, пушистым. Даже сюда снежинки залетели. (показывает на потолок) Давайте мы на них подуем.
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Дети дуют на снежинки, направляя ладошки вверх.
Муз. рук: Сколько холоду снежинки нагнали! Ведь зима: холодная, морозная!
И чтобы нам не замерзнуть, давайте погреем наши руки.
Дыхательная гимнастика «Греем руки»
Дети вдыхают через нос воздух на озябшие руки, плавно вдыхая через рот,выдыхая на звук-о на ладони, как бы согревая руки. Затем обнимают плечи.
Муз. рук: Молодцы! Замечательно! Я вижу что вы согрелись!И настроение у вас улучшилось!А скажите-ка, дети, вы сказки любите? (Да). Есть очень много зимних сказок. А мы с вами продолжим знакомство с новогодней сказкой -балетом. Напомните, как она называется?
Дети: Щелкунчик.
Муз. рук: Правильно. А как зовут композитора, который сочинил музыкальную сказку «Щелкунчик»?
Дети: П. И. Чайковский.
Муз. рук: совершенно верно. А кто мне может рассказать про Щелкунчика. Какой он.
Дети отвечают
Муз. рук: Правильно, Щелкунчик-это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Скажите, как звали девочку, которая помогла превратиться ему в прекрасного принца?
Дети: Мари.
Муз. рук: А как называется королевство Щелкунчика, в которое они отправились вместе?
Дети: Королевство сластей.
Муз. рук: Верно, ребята. Сегодня мы прослушаем новый фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. А тут нас встречает Фея Драже.
На экране видео фрагмент из балета «Щелкунчик»
Восприятие музыки : "Танец Феи Драже" П. И. Чайковского.
Муз. рук-ль: Ребята, вам понравилась музыка? А какая она была по характеру? ( Дети по очереди говорят: тихая, нежная, спокойная, ласковая, сказочная, волшебная, снежная) Она вся переливается, звенит. Такое необычное звучание у музыкального инструмента, который называется-Челеста.
На экране изображение муз. инструмента «Челеста»
Муз. рук: Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. И Чайковский первым привез этот музыкальный инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его. Танец Феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством. Танцует Фея Драже, нежно звенят хрустальные капельки очаровательной мелодии ее танца, как будто кто-то роняет стеклянные горошинки на серебряное блюдо. По замыслу в музыке к этому танцу слышалось «падение капель воды в фонтанах». И челеста стала волшебной находкой, которая помогла воплотить план в реальность.
Муз. рук-ль: Скажите, ребята, а вы хотите узнать тайны этой сказки? Тогда внимание на экран.
Видео «Задание от Феи»
Фея страны звуков: Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас в своей волшебной музыкальной стране. Я знаю, вы хотите узнать тайны моей сказки. Вот вам моя первая подсказка.
Ребята, для нас загадка.
Их нельзя увидеть
Не возьмешь их в руки
Можно только слышать
Что же это?
Дети: звуки
Фея: Правильно ребята. я приглашаю вас посетить мою волшебную страну звуков. Если вы выполните все мои задания, то сможете попасть в мою тайную лабораторию. Вот следующая подсказка
Муз. рук. : Посмотрите, что изображено на экране?
На экране изображение голоса
Дети: Это наш голос.
Муз. рук: Да, это голос. Но чтобы начать петь, необходимо прогреть и подготовить наши голоса. Давайте выполним упражнение для голоса
Проводится упражнение по методу В. Емельянова
Упражнения для развития дыхания «Засвистели метели»
Засвистели метели (дети выполняют глиссандо на звук "у" сверху вниз)
Летели снега (дети выполняют глиссандо на звук "о")
Стелила постели большая пурга (глиссандо на звук "и")
Стелила постели морозом она (отрывисто произносит звук "а" в высоком регистре)
И было метелям всю ночь не до сна (усиливают звук "у", разводя руками, затихают, соединяя руки перед собой)
Муз. рук: А теперь, давайте с вами встанем около стульев и вспомним, как нужно правильно стоять во время пения.
Упражнение для формирования правильной осанки
«Были маленькими мы»
Были маленькими мы, Присесть.
Стали вдруг большими. Выпрямиться и потянуться вверх.
Были слабенькими мы, Расслабленно опустить руки и плечи.
Стали вот такими. Выпрямить спины, встать ровно.
Муз. рук: Теперь мы готовы исполнить зимние распевки. (проходит к фортепиано)
Дети исполняют «Зимние распевки» : «Горка», «Зима», «Санки»
1. Мы на горку поднялись-покатились дружно вниз У---у
2. Зима, зима в снегу все дома – исполняется по полутонам
3. В руки санки я возьму, по дороге их качу. Буду с ними я гулять, и друзей своих катать – музыкальное эхо
Муз. рук: Наш голосок готов к пению И мы с вами закрепим песню еще одного рус. композитора Давида Львова-Компанейца, на стихи С. Богомазова – «Снежная песенка» Поем протяжно, не выкрикивая окончания. Слушаем друг друга, и выполняем движения слажено и ритмично.
Пение «Снежная песенка»
Муз. рук: Песню спели вы прекрасно!
Постарались не напрасно!
Думаю у нас с вами здорово получилось исполнить звуки, благодаря нашему голосу.
Давайте, посмотрим следующую подсказку от Феи.
Слайд - Загадка
Муз. рук:А тут снова загадка. Послушайте ребята.
Не рисовала ни я, ни ты –
Откуда ж на окне цветы?
Пока ты спал, пока ты спал,
Кто на окне нарисовал?
Льдинкой росписи нанёс
Ну, конечно же
Дети: Мороз!
Муз. рук: Скажите, а что Мороз рисует на окнах?
Дети: Узоры.
Муз. рук: Посмотрите на экран, какие узоры нарисовал Мороз
Слайд - “Зимние узоры”
Муз. рук:Ребята, а давайте поиграем и покажем Фее свои узоры.
Но, сначала, нужно подготовить наши руки и выполнить пальчиковую гимнастику.
Нейро-гимнастика для пальчиков рук «Снежинка»
(на мотив песни «У леса на опушке». Слова: Сергей Островой Музыка : Эдуард Ханок).
Муз. рук: Подготовили наши пальчики, теперь мы сможем показать свои узоры под музыку. Пока звучит музыка, вы двигаетесь, выполняя соответствующие характеру музыки движения. Как только музыка утихнет, вы должны нарисовать узор, соответствующий картинке на экране. Девочки возьмите любые атрибуты и выходите на полянку, а теперь мальчики. Кому нужна помощь, подойдите ко мне.
Дети берут пособие и надевают на руки.
Авторская музыкальная игровая импровизация «Зимние узоры»
Ребята, какие вы молодцы. У вас получились очень красивые узоры. Думаю мы справились и с эти заданием. Подойдите ко мне и повернитесь к экрану
Появляется Фея.
Фея: Спасибо вам ребята, вы смогли правильно выполнить все мои задания. Теперь пришло время вас пригласить в мою лабораторию звуков. Думаю вы узнаете много нового и интересного. До свидания ребята.
Муз. рук: Давайте, ребята посмотрим, что же это за лаборатория звуков.
Слайд – «Лаборатория звуков»
Педагог открывает занавеску На столе стоят стаканы и кувшин с водой.
А как вы думаете, ребята, Фея спрятала звуки в этих стаканах? Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? Какие они по форме, размеру, материалу? Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. А как же нам извлечь из них звук? Давайте попробуем.
Эксперимент со стеклянными стаканчиками и радужной водой
(Дети стучат по сосудам барабанной палочкой)
Что вы можете сказать об услышанных звуках? Теперь попробуем сделать опыт, чтобы изменить звук. Ребята, я возьму кувшин с водой и налью воду в стаканчики. Посмотрите на них, что можно сказать сейчас, что изменилось? Давайте поставим стаканчики с водой от большего количества воды к меньшему. Давайте сравним звуки первого и последнего стаканчиков.
А теперь послушайте, я постучу от первого до последнего. Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх
Как вы думаете, можно ли сыграть мелодию на таких сосудах?. Значит, какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки).
Молодцы, ребята! Мы с вами нашли эти тайные волшебные звуки.
А это значит, эти звуки нам помогут украсить волшебством замечательный танец Феи Драже.
Но перед тем, как мы с вами будем исполнять оркестр, нужно выбрать музыкальные инструменты.
Вот, сейчас каждый из Вас выберет себе карточку с изображением того муз. инструмента, на котором и будет играть. Подойдите к мольберту девочки, откройте карточку по очереди и запомните свой инструмент. Теперь берите свои инструменты. Мальчики, подойдите и тоже откройте карточку с инструментом. Возьмите свой инструмент и садитесь на стульчики.
Игра «Выбери музыкальный инструмент»
Дети открывают карточки с муз. инструментами.
Муз. рук:Дети берут музыкальные инструменты. Сейчас мы с вами будем исполнять оркестр под музыку П. И. Чайковского «Танец Феи драже».
Я буду вашим помощником и дирижером оркестра. Но еще, для вас будут подсказки на экране. Тот инструмент, который вы видите и будет звучать.
Давайте я еще раз покажу как нужно будет играть на стаканчиках.
Ставит стол со стаканчиками напротив экрана.
Послушайте и посмотрите. Ударять по стаканчикам нужно очень аккуратно, т. к. они сделаны из стекла и очень хрупкие. Напоминаю звук должен получится нежный, звенящий и волшебный, как сама Фея. Здесь можно пофантазировать, и поиграть так, как вы чувствуете музыку и характер музыкального произведения.
Давайте вспомним. Если на экране вы видите маленькие снежинки, то это какой звук?
Дети: Короткий
Муз. рук: А если большая снежинка?
Дети: Долгий.
Муз. рук:Ну, что, начинаем. Все готовы?
Дети: Да.
Муз. рук:Тогда внимание на экран
Музыкально-ритмическая игра на ДМИ
«Музыкальный оркестр» под музыку П. И. Чайковского «Танец Феи Драже»
Муз. рук: Спасибо, музыканты! Очень здорово вы сыграли! Давайте мы свои инструменты унесем на место и вернемся на нашу зимнюю полянку. Повернитесь к экрану.
Появляется Фея.
Фея: Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями, и у вас получилось исполнить волшебный оркестр. Желаю Вам удачи в Новом году. Примите от меня и от всех жителей страны сластей сладкий подарок. До новых встреч.
Муз. рук. Давайте скажем Фее спасибо. До свидания. Сколько красивой музыки живет в этой замечательной музыкальной новогодней сказки. Мы с вами обязательно продолжим знакомство с творчеством русских композиторов-сказочников.
III этап: Заключительный. Рефлексия.
Сегодня нам удалось разгадать все тайны волшебных звуков и побывали на празднике в королевстве сластей, и познакомились с Феей Драже.
Я сейчас буду вам задавать вопросы, вы поднимайте руку, если готовы ответить. А тот кому в руки я дам снежок, даст мне ответ. Согласны?
Дети: Да.
Муз. рук: И мне хочется узнать у вас:
-А у вас какое сейчас настроение?
- Что больше всего понравилось? Что нового узнали?
Что больше всего запомнилось?
-Что было самое интересное?
-Какая музыка вам запомнилась?
Мне тоже с вами было очень интересно путешествовать в волшебной сказке «Щелкунчик» и понравилось как вы пели, играли, исполняли оркестр.
- Ребята, спасибо вам за вашу работу!
Посмотрите на снежинки, заискрились словно льдинки. Их поймаю я в корзинку
Снежинки кружатся, летят Словно, что-то сказать хотят.
Ах, снежинки, ух снежинки.
Их поймаю я в корзинку.
Вам ребята отдаю, и на память их дарю.
Угощайтесь сладостями от Феи, а снежинками украсить сможете любую зимнюю картину.
На этом наше занятие подходит к концу. –До свидания! (Дети поют).
Дети под марш Чайковского уходят в группу.