Оксана Внукова
Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков
«Водичка, водичка, умой мое личико!»
Цель. Вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Учить на картинках и в жизниузнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.
Необходимый материал. Сюжетная картинка: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцами и пр.)
Организация. Индивидуально.
Публикация «Практические упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Краткий ход ситуации. Рассматривая с ребенком сюжетную картинку, воспитатель задает вопросы: «Кто здесь нарисован? Как зову! мальчика (девочку? Что он (она) делает? Как ты догадался?»
Затем воспитатель читает стихотворение про этого ребенка:
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
А. Кузнецова
«Тебе нравится мальчик Тимур (девочка Лена? А ты умеешь сам (сама) умываться?» Воспитатель показывает предметные картинки, просит назвать, отобрать то, что нужно для умывания. Вызвав у ребенка положительный настрой, предлагает ему отправиться в гости к Мойдодыру (пойти умываться).
Возможные усложнения ситуации. Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть руки — полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.).
Дома с ребенком. Приобщение малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания; игры с водичкой, мыльной пеной, мыльными пузырями и пр.
«Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»
Цель. Освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю по предметно-схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).
Необходимый материал. Оборудование раздевальной комнаты; предметно-схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением следующих предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж клоун Бим.
Организация. Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.
Краткий ход ситуации. В раздевальной комнате детей встречает веселый клоун Бим: «Привет, ребята! Куда это вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Погода сегодня замечательная. А что это у вас за картинки?» Игровой персонаж обращает внимание детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку. Педагог предлагает детям объяснить Биму, зачем нужны эти картинки: «Если забудешь, что дальше надевать, картинки подскажут».
Затем воспитатель сообщает Биму, что дети научились сами оде-ваться на прогулку, а так как игровой персонаж «сомневается и удивляется», предлагает самому «посмотреть и убедиться».
Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их правую ногу). «Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?» Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.
Игровой персонаж побуждает детей помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на старание, проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.
Возможные усложнения ситуации. Гибкое изменение тактики пе-дагогического руководства самообслуживанием в процессе одевания/раздевания по отношению к конкретному ребенку в зависимости от успехов в развитии умелости, эмоционального настроя, его индивидуальных особенностей.
Дома с ребенком. Предоставлять ребенку возможность самостоятельно одеваться и раздеваться; развивать элементарный самоконтроль, используя предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку, поощряя умелость и поддерживая интерес к самообслуживанию. Постепенно усложнять требования, переводя ребенка на более высокую ступень самостоятельности.