Татьяна Фролова
Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 264»
Фролова Т. А.
Ноябрь 2020
1. СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4-х, 3-х, 2-х СЛОВ.
Воспитатель произносит предложение — и просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.
Дети часто играют в детском саду с машинками.
Дети играют в детском саду с машинками.
Дети играют в детском саду.
Дети играют.
Сократите эти предложения.
Утром дети едят кашу.
Олег и Ваня построили красивую башню с куполом.
Илья и Миша бегали по участку с флажками.
И т. п.
2. ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Публикация «Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Воспитатель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.
Мальчики поехали в лес на лыжах. Поехали в лес мальчики на лыжах. В лес на лыжах поехали мальчики. На лыжах мальчики поехали в лес. И т. п.
Попробуй теперь сам.
Толстый лед сковал нашу реку.
В лесу весело пели птицы.
Под кустом в лесу дети нашли ежа.
На нашем участке дети строят горку.
И т. п.
3. ИЗМЕНИ ОДНО СЛОВО.
Воспитатель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово, например:
Дети пришли в детский сад.
Мальчики пришли в детский сад.
Девочки пришли в детский сад.
Дети прибежали в детский сад.
Дети заглянули в детский сад.
Дети пришли в магазин.
Дети пришли в зоопарк.
Дети пришли в школу.
Попробуй теперь сам.
Снег лежал на крыше.
Пришла долгожданная весна.
На прогулке у пня мы увидели солдатиков.
Жуки проспали всю зиму под корой дерева.
И т. п.
4. ДОПОЛНИ УПРАЖНЕНИЕ.
Воспитатель формирует умение быстро схватить смысл читаемого, запоминать, строить высказывание, используя все языковые возможности, а также следить за высказываниями собеседника.
Воспитатель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному, двум словам.
Вика играет.
Вика играет в куклы.
Вика играет в куклы в детском саду.
Вика весело играет в куклы в детском саду.
Утром Вика весело играет в куклы в детском саду.
Попробуй теперь сам.
Кошка мяукает…
Мама готовит…
Папа ремонтирует…
Маша читает.
Птицы улетают…
Зима пришла…
Снег идет…
5. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Воспитатель начинает предложение, а дети должны его закончить.
Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать, опираясь на догадку, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.
Дети шли по…
Дети шли по улице и пели песни.
Дети шли по лесу и собирали грибы.
Дети шли по залу и подпрыгивали.
Попробуй теперь сам.
Всем нужны хорошие.
Летом мы решили.
По пути мама мне.
У мальчика был любимый.
Мальчик встретил на улице своего друга.
Мальчик встретил на улице своего друга, который.
Мальчик встретил на улице своего друга, у которого.
Мальчик встретил на улице своего друга, о которой.
Попробуй теперь сам.
Кошка взобралась на дерево…
Мы ведь не знаем, где.
Если посмотреть в окно, то.
Там было так темно, что.
Я хочу, чтобы.
Расскажите мне, где.
6. «Точно и быстро. Кто или что?».
стоит—дом
прыгает летает спит лепит играет смотрит кружится смеётся падает плачет
варит—повар
учит лечит строгает сажает красит метет играет пишет рисует точит чинит штопает говорит поёт
мурлычит - кот
лает мычит жужжит шипит ревёт воет фыркает каркает чирикает кукует поет квакает крякает хрюкает
7. «Слушай! Называй как можно больше слов».
Плывет — пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.
Летит, растёт, поёт, ползёт, визжит, ткёт, лает, скрипит, хватает, умывается, ссорится, работает, улыбается, висит, шипит, сверкает, поливает, шумит, дребезжит, охает.
8. «Игры на формирование у детей дошкольного возраста связной монологической речи».
- «Чьи это вещи?».
Цель: формировать у детей умение согласовывать имена существительные в роде, числе, падеже.
Описание. Взрослый показывает предмет и задает вопросы, а ребенок старается дать правильный ответ. Например: «Чьи это очки?» - бабушкины. «Чье это платье?» - мамино…
- «Кто быстрее доберется до.».
Цель: активизировать словарь детей.
Описание. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое- нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т. д
- «Мостик».
Цель: формировать у детей умение составлять простое предложение.
Описание. Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую.
Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево, "вырезать" (из дерева вырезали гуся, "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.
- «Внимание! Розыск!»
Цель: формировать у детей связную речь.
Описание. В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит : Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
- «Картинки-загадки».
Цель: формировать у детей умение составлять описательные рассказы.
Описание. Играют все члены семьи. Выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. У ведущего большая коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к ведущему и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным игрокам, он описывает предмет, нарисованный на ней. Игроки предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
- «Магазин игрушек».
Цель: развивать у детей умение описывать предмет, находить его существенные признаки.
Описание. Взрослый говорит : «У нас открылся новый магазин игрушек. Чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».
- «История старого чайника».
Цель: формировать у детей умение составлять истории на заданную тему, развивать воображение. Описание. Взрослый спрашивает: «Что может поведать о своей жизни старый чайник?» Ребенок придумывает различные истории. Варианты: «Собака, которая жила в холодильнике», «Ворона, которая любила кататься на велосипеде», «Щука, которая играла на гитаре».
- «Старая сказка с новым концом».
Цель: формировать у детей связной монологической речи в процессе придумывания ново- го окончания старой сказки.
Описание. У сказки может быть хороший или плохой конец. Но конец сказки всегда один и тот же, сколько бы эту сказку не рассказывали. А правильно ли это? Попробуйте придумать новое окончание таким известным сказкам, как «Курочка Ряба», Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
- «Рассказ по картинкам».
Цель: формировать у детей умение составлять рассказы по сюжетным картинкам.
Описание. Предложите ребенку картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предложите составить историю по ним. Варианты: последнюю картинку из предложенной серии не показывайте, ребенок сам придумает окончание истории.
Предлагаемая литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М. : просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. —М., «Просвещение», 1974.
3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.
4. О. Джелелей «Помогайка».