Получи документы

Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить

Татьяна Фролова
Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 264»

Фролова Т. А.

Ноябрь 2020

1. СОКРАТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДО 4-х, 3-х, 2-х СЛОВ.

Воспитатель произносит предложение — и просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание.

Дети часто играют в детском саду с машинками.

Дети играют в детском саду с машинками.

Дети играют в детском саду.

Дети играют.

Сократите эти предложения.

Утром дети едят кашу.

Олег и Ваня построили красивую башню с куполом.

Илья и Миша бегали по участку с флажками.

И т. п.

2. ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Публикация «Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить» размещена в разделах

Воспитатель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

Мальчики поехали в лес на лыжах. Поехали в лес мальчики на лыжах. В лес на лыжах поехали мальчики. На лыжах мальчики поехали в лес. И т. п.

Попробуй теперь сам.

Толстый лед сковал нашу реку.

В лесу весело пели птицы.

Под кустом в лесу дети нашли ежа.

На нашем участке дети строят горку.

И т. п.

3. ИЗМЕНИ ОДНО СЛОВО.

Воспитатель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово, например:

Дети пришли в детский сад.

Мальчики пришли в детский сад.

Девочки пришли в детский сад.

Дети прибежали в детский сад.

Дети заглянули в детский сад.

Дети пришли в магазин.

Дети пришли в зоопарк.

Дети пришли в школу.

Попробуй теперь сам.

Снег лежал на крыше.

Пришла долгожданная весна.

На прогулке у пня мы увидели солдатиков.

Жуки проспали всю зиму под корой дерева.

И т. п.

4. ДОПОЛНИ УПРАЖНЕНИЕ.

Воспитатель формирует умение быстро схватить смысл читаемого, запоминать, строить высказывание, используя все языковые возможности, а также следить за высказываниями собеседника.

Воспитатель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному, двум словам.

Вика играет.

Вика играет в куклы.

Вика играет в куклы в детском саду.

Вика весело играет в куклы в детском саду.

Утром Вика весело играет в куклы в детском саду.

Попробуй теперь сам.

Кошка мяукает…

Мама готовит…

Папа ремонтирует…

Маша читает.

Птицы улетают…

Зима пришла…

Снег идет…

5. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Воспитатель начинает предложение, а дети должны его закончить.

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, читать, опираясь на догадку, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

Дети шли по…

Дети шли по улице и пели песни.

Дети шли по лесу и собирали грибы.

Дети шли по залу и подпрыгивали.

Попробуй теперь сам.

Всем нужны хорошие.

Летом мы решили.

По пути мама мне.

У мальчика был любимый.

Мальчик встретил на улице своего друга.

Мальчик встретил на улице своего друга, который.

Мальчик встретил на улице своего друга, у которого.

Мальчик встретил на улице своего друга, о которой.

Попробуй теперь сам.

Кошка взобралась на дерево…

Мы ведь не знаем, где.

Если посмотреть в окно, то.

Там было так темно, что.

Я хочу, чтобы.

Расскажите мне, где.

6. «Точно и быстро. Кто или что?».

стоит—дом

прыгает летает спит лепит играет смотрит кружится смеётся падает плачет

варит—повар

учит лечит строгает сажает красит метет играет пишет рисует точит чинит штопает говорит поёт

мурлычит - кот

лает мычит жужжит шипит ревёт воет фыркает каркает чирикает кукует поет квакает крякает хрюкает

7. «Слушай! Называй как можно больше слов».

Плывет — пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка.

Летит, растёт, поёт, ползёт, визжит, ткёт, лает, скрипит, хватает, умывается, ссорится, работает, улыбается, висит, шипит, сверкает, поливает, шумит, дребезжит, охает.

8. «Игры на формирование у детей дошкольного возраста связной монологической речи».

- «Чьи это вещи?».

Цель: формировать у детей умение согласовывать имена существительные в роде, числе, падеже.

Описание. Взрослый показывает предмет и задает вопросы, а ребенок старается дать правильный ответ. Например: «Чьи это очки?» - бабушкины. «Чье это платье?» - мамино…

- «Кто быстрее доберется до.».

Цель: активизировать словарь детей.

Описание. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое- нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т. д

- «Мостик».

Цель: формировать у детей умение составлять простое предложение.

Описание. Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую.

Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево, "вырезать" (из дерева вырезали гуся, "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

- «Внимание! Розыск!»

Цель: формировать у детей связную речь.

Описание. В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит : Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

- «Картинки-загадки».

Цель: формировать у детей умение составлять описательные рассказы.

Описание. Играют все члены семьи. Выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. У ведущего большая коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к ведущему и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным игрокам, он описывает предмет, нарисованный на ней. Игроки предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

- «Магазин игрушек».

Цель: развивать у детей умение описывать предмет, находить его существенные признаки.

Описание. Взрослый говорит : «У нас открылся новый магазин игрушек. Чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам».

- «История старого чайника».

Цель: формировать у детей умение составлять истории на заданную тему, развивать воображение. Описание. Взрослый спрашивает: «Что может поведать о своей жизни старый чайник?» Ребенок придумывает различные истории. Варианты: «Собака, которая жила в холодильнике», «Ворона, которая любила кататься на велосипеде», «Щука, которая играла на гитаре».

- «Старая сказка с новым концом».

Цель: формировать у детей связной монологической речи в процессе придумывания ново- го окончания старой сказки.

Описание. У сказки может быть хороший или плохой конец. Но конец сказки всегда один и тот же, сколько бы эту сказку не рассказывали. А правильно ли это? Попробуйте придумать новое окончание таким известным сказкам, как «Курочка Ряба», Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

- «Рассказ по картинкам».

Цель: формировать у детей умение составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Описание. Предложите ребенку картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предложите составить историю по ним. Варианты: последнюю картинку из предложенной серии не показывайте, ребенок сам придумает окончание истории.

Предлагаемая литература:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду—М. : просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. —М., «Просвещение», 1974.

3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.

4. О. Джелелей «Помогайка».

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2 Ознакомление детей с геометрическими фигурами позволяет им анализировать мир, тот мир, который его окружает.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 10:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для формирования умения слушать и говорить» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фролова (УИ 22235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД