Елена Давыдова
Игры и упражнения для развития дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Игры и упражнения для развития дыхания
Каждое упражнение отрабатывается такое количество раз, сколько нужно для его четкого выполнения всеми детьми группы. При этом дошкольникам обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием.
Публикация «Игры и упражнения для развития дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающегося с соответствующими движениями.
Во время выполнения упражнения нужно следить не только за тем, чтобы дети не поднимали плечи, но и не «перебирали дыхание».
Младшие дошкольники выполняют упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме с постепенным усложнением.
С целью систематического использования дыхательных упражнений рекомендуется их включать в утреннюю гимнастику, физкультминутки и физкультурные занятия.
Воздушный шар
Задача: учить детей делать глубокий вдох и полный выдох.
***
Этот шарик так хорош,
Лучше просто не найдешь!
Мы его надуем крепко,
Будь большой на радость деткам!
Предоставьте детям возможность немного поиграть с настоящим воздушным шариком. Упражнение повторить 3—4 раза.
Ветер
Задача: учить детей укреплять мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах, совершая очистительное полное дыхание.
И. п. — стоя, сидя или лежа. Туловище расслаблено.
1. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
2. Сделать полный выдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
3. Задержать дыхание на 2—3 с.
4. Сквозь сжатые зубы с силой выдохнуть воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Упражнение повторить 3—4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении, а также снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Радуга, обними меня
Задача: учить детей укреплять мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И. п. — стоя или в движении.
1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
2. Задержать дыхание на 3—4 с.
3. Растягивая губы в улыбке, произносить с-с-с-с, выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая — на плечо.
Упражнение повторить 3—4 раза.
Ежик
Задача: учить детей укреплять мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах, совершая очистительное полное дыхание.
И. п. — стоя.
Осуществлять поворот головы вправо, влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом: короткий, шумный (как ежик, с напряжением всех мышц носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается, выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Упражнение повторить 4—8 раз.
Ушки
Задача: учить детей укреплять мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах, совершая очистительное полное дыхание.
И. п. — стоя.
Покачивая головой вправо, влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо, влево приближать ее как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Упражнение повторить 4—5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
Задача: учить детей укреплять мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И. п. — стоя.
1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.
Упражнение повторить 4—5 раз.
Насос
Задача: учить детей укреплять мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И. п. — стоя.
Вариант 1
1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2. Выполнять наклоны вперед вниз и при каждом пружинистом наклоне выполнять прерывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5—7 пружинистых наклонов и вдохов).
3. Выдох произвольный.
Упражнение повторить 3—6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Вариант 2
Повторить три раза упражнение, потом сделать наклоны вперед- назад (словно большой маятник, делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад — поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Упражнение повторить 3—5 раз
Используемая литература
1. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у дошкольников. М., 2010 г.
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2012 г.
3. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 2013 г.
4. Рудак О. С. С детьми играем – речь развиваем. М., 2013 г.
5. Интернет ресурсы.