Лучший педагог года

Игры и упражнения для предупреждения предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Ольга Кудреватова
Игры и упражнения для предупреждения предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – нарушение письма – дисграфия.

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Письмо является «базовым» навыком, т. е. навыком, на котором строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку.

Публикация «Игры и упражнения для предупреждения предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Процесс овладения навыком письма очень сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики.

Первые проявления оптической дисграфии можно наблюдать в подготовительной группе для детей с ОНР при обучении их навыкам письма, поэтому в старшем дошкольном возрасте проблема профилактики оптической дисграфии актуальна.

В основе оптической дисграфии лежат нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, недиференцированность оптических образов букв.

Выражается она в следующих ошибках: зеркальное написание букв; написание лишних элементов букв; недописывание элементов; замена и смешение букв, графически схожих по написанию.

Работа по предупреждению оптической дисграфии у детей дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

а) развитие у детей зрительного восприятия, а также узнавания, в том числе буквенного узнавания;

б) уточнение и расширение у дошкольников объёма зрительной памяти;

в) формирование у детей пространственного восприятия, пространственных представлений, а также навыков зрительно-пространственного анализа и синтеза;

г) формирование у дошкольников буквенного гнозиса и навыков дифференциации зрительных образов букв;

д) развитие у детей зрительного анализа и синтеза;

д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, а также в слогах, словах, предложениях и разнообразных текстах.

Важным средством профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР являются дидактические игры и упражнения.

Развитие зрительного восприятия и узнавания:

Игры на развитие у дошкольников зрительного восприятия состоят из заданий, которые направлены на развитие у детей восприятия цвета, формы, величины и размера предметов.

1. Назвать предлагаемые предметы по их контурам.

2. Назвать фоновые изображения предлагаемых предметов.

3. Выделить предметные изображения, которые наложены друг на друга.

4. Распределить изображения предметов по их реальной величине.

5. Игра «Геометрическое лото». Дошкольнику предлагается назвать, на какую геометрическую фигуру похож предмет, который изображен на предъявляемой картинке. На большой карте расположены изображения разнообразных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Также, предлагаются предметные картинки. Дошкольник называет картинку и определяет, на какую фигуру похож предмет, изображенный на картинке.

6. Дорисовывание изображений, которые являются симметричными.

7. Составление картинок, которые разрезаны на несколько частей (на 2, 3, 4, 5)

8. Анализ нелепых картинок. Перед детьми – картинки, которые нужно внимательно рассмотреть и назвать, что на этих картинках нарисовано неправильно.

9. Конструирование разнообразных фигур из спичек (сначала по образцу, а потом уже по памяти).

10. Игра «Назови изображения, которые ты видишь». Если дошкольник самостоятельно затрудняется определить все предлагаемые изображения, ему необходимо помочь, обведя контуры и поясняя.

11. Найди различия в 2-х картинках.

12. Игра: «Чего не хватает?»

Изображение предмета дано не полностью. Нужно сказать, чего же не хватает.

13. Конструирование различных фигур из квадрата, состоящего из восьми треугольников

Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.

Представленные игры направлены на уточнение и расширение объёма зрительной памяти у дошкольников, а также развитие у них зрительного анализа и синтеза, развитие кинестетических ощущений.

1. Игра, в которой ребенку предлагается запомнить 4-5 картинок, потом их необходимо найти среди других 8-10 картинок.

2. Игра, в которой следует запомнить 3-5 фигур, букв, потом выбрать их среди 8-10 других фигур и букв.

3. В этой игре ребенку нужно разложить 3-4 картинки в той же самой последовательности, в которой они предъявлялись ребенку ранее.

4. Игра «Чего не стало?». На столе перед дошкольником раскладывается 5-6 игрушек или картинок. Ребенок должен постараться хорошо запомнить их. Потом одна игрушка или картинка убирается взрослым, а ребенок должен назвать, какого предмета теперь не хватает.

5. Игра «Что изменилось?». В данной игре логопед раскладывает перед ребенком 4-5 картинок и предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. После этого картинки незаметно для ребенка меняются местами. Дошкольнику предлагается определить, что именно изменилось, а также восстановить последовательность картинок, которая была изначально.

Формирование у дошкольников пространственного восприятия, пространственных представлений, а также зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Целью игр и упражнений является : ориентировка в окружающем пространстве, в собственном теле и теле человека, стоящего напротив, ориентировка на листе бумаги (на плоскости, дифференциация предлогов, обозначающих расположение в пространстве, умение различать правые и левые части предметов, формирование речевых средств, отражающих пространственные отношения.

Логопедическая работа в данном направлении проводится по следующему плану:

1) дифференциация правых и левых частей тела;

2) формирование навыков ориентировки в окружающем пространстве.

Дифференциация правых и левых частей тела.

Данная работа начинается с выделения ведущей правой руки. После того, как дошкольники усвоили речевые обозначения правой и левой руки, необходимо переходить к дифференциации правых и левых частей тела: в частности, правого и левого глаза, уха, ноги и т. д.

После этого, дошкольникам учитель-логопед предлагает более сложные задания: например, показать левой рукой правый глаз, левую ногу и т. д. Также предлагается показать левые и правые части тела у человека, который находится напротив ребенка.

Большой интерес у дошкольников вызывает игра «Открывание окошек в домике». Перед ребенком – макет домика, в котором можно открывать окошки. В этом домике четыре окошка: два снизу и два сверху. Ребенку нужно открыть правое верхнее окошко, верхнее левое окошко, нижнее левое окошко, закрыть правое нижнее окошко и т. д. Ориентировка в окружающем пространстве.

Формирование у дошкольников навыков ориентировки в окружающем пространстве базируется на представлениях детей о левой и правой стороне тела, речевых обозначениях левой и правой руки.

Работа в данном направлении осуществляется в следующей последовательности:

а) Формирование навыков определения пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т. е. к самому себе.

Учитель-логопед предлагает задание, в котором необходимо определить пространственное расположение предметов : «Покажи, какой из этих предметов расположен слева от тебя, справа» и т. д. Также можно предложить ребенку выполнить определенное пространственное действие: например, нужно положить книгу слева или справа от себя.

После этого учитель-логопед закрепляет пространственные отношения в речи дошкольников. Например, логопед предлагает ребенку ответить на следующий вопрос: «Где находится дверь (шкаф, окно?». Дошкольник должен стоять так, чтобы называемые логопедом предметы располагались слева или справа.

б) Формирование навыков определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами и их изображениями.

Прежде всего, учитель-логопед уточняет у ребенка расположение двух предметов. После этого предлагает дошкольнику взять левой рукой тетрадь и положить её рядом со своей левой рукой, взять правой рукой книгу и положить около своей правой руки. Затем логопед спрашивает ребенка: «Где расположена книга, слева или справа от тетради?»

Далее дошкольникам предлагаются для выполнения такие задания: «Положить шариковую ручку справа от тетради; сказать, где расположена тетрадь по отношению к книге – слева или справа, где расположена шариковая ручка по отношению к карандашу – слева или справа».

После этого задания усложняются: аналогичная работа проводится по определению расположения трёх предметов. Дети выполняют такие задания: «Положи тетрадь перед собой, слева от неё положи шариковую ручку, справа – книгу и т. д.

Отдельная работа проводится с пространственными предлогами, которые позволяют определить расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Учитель-логопед объясняет дошкольникам смысловое значение каждого предлога на реальных предметах, картинках, а также посредством разнообразных пространственных схем.

Формирование буквенного гнозиса, дифференциация зрительных образов букв.

Игры в рамках данного раздела работы направлены на развитие буквенного гнозиса и содержат в себе задания, которые способствуют развитию у дошкольников восприятия цвета букв, дифференциации расположения элементов букв, развитию восприятия размера и величины букв.

1. Узнать и назвать букву, которую показывает ребенку учитель-логопед.

2. Соотнести букву с каким-либо схожим по форме предметом. Например, буква О похожа на обруч, буква З похожа на змею, буква Ж похожа на жука, буква П похожа на турник. Также применяются стихотворения о буквах.

3. Вырезать букву, выложить букву из мозаики или палочек, слепить букву из пластилина, написать букву в воздухе и т. д.

4. Обвести контурные изображения предлагаемых ребенку букв.

5. Узнать и назвать буквы, которые не дописаны.

6. Дописать букву.

7. Подчеркнуть определенную букву в ряду других букв.

8. Назвать все буквы, которые наложены друг на друга.

9. Показать в тексте все буквы А, У и другие.

10. Собрать определенную букву из элементов.

11. Реконструировать буквы, при этом добавляя или убавляя элементы:

а) добавляя элементы (например, сделать из буквы Ь букву Б, а из буквы Р букву В, из буквы П сделать букву Н);

б) убавляя количество элементов (предлагается сделать из буквы Ж букву К);

в) изменяя пространственное расположение элементов (предлагается сделать из буквы Т букву Г, а из буквы Р нужно сделать букву Ь).

12. Разгадывание ребусов.

13. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.

14. Зачеркнуть неправильно написанные буквы.

15. Назвать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.

16. Подчеркнуть правильно написанные букв.

Дошкольники с большим интересом выполняют дидактические игры и упражнения, которые направлены на профилактику оптической дисграфии у детей. Такие игры и упражнения повышают активность детей и уровень их мотивации к деятельности.

В ходе проводимой систематической работы у дошкольников формируются :

- зрительное восприятие (восприятие формы, цвета и величины предметов);

- буквенный гнозис (форма, цвет, размер, величина букв, дифференциация расположения элементов букв, умение различать смешиваемые по оптическим признакам изолированные буквы);

- операции зрительного анализа и синтеза;

- объем зрительной памяти (навыки запоминания цвета, формы, количества и последовательности предметов и букв);

- пространственное восприятие и представления (умение ориентироваться в схеме своего тела и навыки ориентировки в пространстве, а также речевые средства, которые отражают пространственные отношения между

предметами);

- любознательность и навыки самостоятельного принятия решений с опорой на собственные знания и умения в самых разнообразных видах деятельности; - предпосылки к учебной деятельности на базе развитых психических процессов.

Можно сделать вывод, что целенаправленная и систематическая работа с детьми дошкольного возраста по предупреждению у них оптической дисграфии приводит к положительным результатам. Надеюсь, знания, навыки и умения, которые дети получили в дошкольной образовательной организации, помогут им в дальнейшем успешно осваивать образовательную программу в школе.

Литература.

1. Ахутина Т. В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., МПСИ, 2001 г.

2. Волкова Л. С., Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи. М., «ВЛАДОС», 2009 г.

3. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб: Питер Пресс, 1998 г.

4. Калинина И. Л. Учим детей читать и писать. М., 2001 г.

5. Иншакова О. Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М – Воронеж, 2012 г.

6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб. : МиМ, 1997 г.

7. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо – влево, вверх – вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6 -7 лет. М., Творческий центр «Сфера», 2009 г.

8. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 г.

9. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.

10. Логопедия: учеб. для студентов дефектологич. факультетов пед. ин- тов /Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. / - М. : Просвещение: Владос,1995 г.

11. Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. – М., 2006 г.

12. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СП. : фирма Стройлеспечать, 1995 г.

13. Парамонова Л. Г. Правописание, шаг за шагом. – СПб, 1998 г.

14. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997 г.

15. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000г.

16. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей. М., 2003 г.

17. Юрьева Е. Н. Преодоление оптической дисграфии. Профилактические игры для детей 5-8 лет. – М. : Издательство ГНОМ, 2013 г.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для обучения дошкольников правильному дыханию Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является обучение их правильному дыханию. Правильное дыхание - это полное ритмичное.

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опытаИгры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольниковУпражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольников Цель: укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп, развитие мелкой моторики пальцев ног, упражнение в равновесии, координации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для предупреждения предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 17 декабря 2022 в 14:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для предупреждения предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кудреватова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД