Черкасова Диана Владимировна
Игры и беседы для дошкольников старшего возраста по основам финансовой грамотности «Реклама»
▼ Скачать + Заказать документы
«Играем в рекламу»
Цель: развитие связной речи дети посредством придумывания рекламы по образцу воспитателя; развитие памяти, внимания, коммуникативных навыков, умений классифицировать товар по характерным признакам.
Материалы и оборудование: предметные картинки для рекламы товара : мебель, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы и др., игрушка, которую дети по очереди передают друг другу, при последовательном создании рекламного рассказа.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реклама. Знакомим детей с рекламой
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
Ход игры:
В игре участвует подгруппа детей (6 человек и ведущий, которые рассаживаются по кругу на ковре, выбирается ведущий (как правило, педагог, в дальнейшем ребенок).
Беседа с детьми на тему «Что такое реклама?», в ходе которой педагог обращается к детскому экономическому словарю и поясняет что реклама - это информация о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю сделать нужную ему покупку. В ходе беседы уточняются вопросы о том, где можно увидеть рекламу, рекламу каких товаров видели дети, чем нравится вам реклама?
«Хочу и надо»
Цель: уточнение представлений о многообразии потребностей и ограниченных возможностях. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Материалы и оборудование: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ; игровое поле.
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
«Рекламные агенты»
Цель: формирование умения составлять рекламу о своем товаре (связный рассказ, включающий не только название товара, описание его внешнего вида, сообщение о пользе данного товара); развитие связной речи,мышления умения анализировать и синтезировать.
Материалы и оборудование: рекламные наборы : разрезные карточки, при присоединении которых получается картинка (по принципу кубиков - составь картинку); математические веера с цифрами от одного до пяти.
Правила:
1. Взять один из рекламных наборов, разложить, рассмотреть и собрать из частей рекламный лист, выяснив, о каком товаре пойдет речь.
2. Подготовить словесную рекламу - прорекламировать свой товар.
3. Играют 4 команды по 3-4 человека.
4. Каждое рекламное сообщение оценивается баллами (от 1 до 5).
3. Та команда, которая наберет больше баллов, считается победителем.
Алгоритм проведения:
1. Педагог рассказывает детям: в последнее время мы очень часто встречаемся с рекламой (на телевидении, на улице, в магазинах). Сегодня вы попробуете поработать рекламными агентами.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Выбирается жюри (3 человека). Жюри высказывает свое мнение о выступлении каждой команды и аргументирует свои оценки.
4. Дети делятся на команды, придумывают название своей команде и выполняют задания.
5. Педагог совместно с жюри оценивает рекламные сообщения.
6. В конце игры подводится итог.
«Дерево объявлений»
В нашем рекламном агентстве есть необычное дерево «Дерево объявлений» И всем, кто к нам приходит, мы предлагаем поиграть. Поиграем?
Я читаю объявление, а вы должны догадаться, кто мог дать такую рекламу.
- Теперь у меня избушка не ледяная, а лубяная, приходите ко мне в гости (лиса)
- Куплю, недорого орехи и грибы, чтобы запастись на зиму (белка).
- Продаются шубы, зимой белые, а летом серые (заяц).
- Угощаю медом в любое время года, кроме зимы (медведь).
- Самый умный, усатый и полосатый ищет доброго хозяина (кот).
«Нужные покупки»
Цель: расширение представлений детей о деньгах (обмен на товар, о выборе товара согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег, о категориях товаров; закрепление понятий «потребность» и «полезность».
Материалы и оборудование: предметные картинки, карточки с изображением товаров, игрушки – товары.
Ход игры:
Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
«Много - мало»
Цель: формирование представлений о понятиях: «спрос», «потребности», умения «приобретать» товары по необходимости и полезности, умения выбирать товар на заданную сумму денег.
Материалы и оборудование: предметные картинки, карточки с изображением товаров, игрушки – товары.
Ход игры:
Предложить детям отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:
- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;
- семья, состоящая из мамы, папы и сына;
- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;
- семья, живущая на Крайнем Севере;
- семья, живущая на юге и т. п.
«Дорого – дешево»
Цель: формирование представлений о понятиях «дороже/дешевле», умений классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие) и находить товары дешевле (дороже).
Материалы и оборудование: предметные картинки, карточки с изображением товаров, игрушки – товары.
Ход игры:
Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже.
Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами.
Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.
«Потребность – возможность»
Цель: формирование представлений об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях (понятия «ресурс», «возможности»)
Ход игры : перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары в категории «Игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождения. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.
«Запланированная покупка»
Цель: формирование у детей понятия «список покупок», умения следовать запланированному «списку покупок».
Материалы и оборудование: предметные картинки, карточки с изображением товаров, игрушки – товары.
Ход игры : каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).
«Запланированная покупка - 2».
Цель: формирование у детей умения составлять «список покупок» и следовать согласно составленному списку, приобретать товары на заданную сумму.
Материалы и оборудование: предметные картинки, карточки с изображением товаров, игрушки – товары.
Ход игры : предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку:
- день рождения;
- поездка на пикник;
- приготовление завтрака (обеда, ужина);
- отправляемся в путешествие;
- ждем гостей и т. п.
«Что откуда берется?»
Цель: формировать представление о производстве товаров и природных ресурсах.
Материалы и оборудование: предметные картинки, карточки с изображением товаров, игрушки – товары.
Ход игры : предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое?
«Бюджет»
Цель: формирование представления о понятиях «бюджет», «доход», «расход».
Материалы и оборудование: игрушки – товары, игрушечные деньги.
Ход игры : выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т. д.
«Надо» и «хочу»
Цель: формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания, представлений о том что желание и реальная потребность не совпадают, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить», учить определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
Материалы и оборудование: предметные картинки, карточки с изображением товаров, игрушки – товары.
Ход игры : ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).
«Осознанный выбор»
Цель: формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям, подходить к выбору покупок осознанно – взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в категорию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета (возможности).
Материалы и оборудование: предметные картинки, карточки с изображением товаров, игрушки – товары.
Ход игры : каждый ребенок выбирает 3 – 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит?
Проблемно-игровая ситуация «Как можно узнать о товаре»
На кондитерской фабрике «Лакомка» изготовили новые шоколадные конфеты, назвали их «Пчелка». Вопрос к детям: Что нужно сделать, чтобы о конфетах узнали продавцы и покупатели? Возможные варианты ответов:
- Можно конфеты развести на машинах по всем магазинам города.
- Придумать рекламу и показать ее по телевизору.
Решение проблемы: Дети, сравнивая два варианта решений, выбирают второй как наиболее удачный и рациональный. «Сделаем рекламу – не надо будет по всем магазинам ездить, если будем конфеты развозить в каждый магазин, то потратим очень много времени».
Вывод: Каждому товару для успешной продажи нужна реклама.
Беседа «Рекламное агентство»
Цель: формирование представлений о профессиях рекламного агентства.
Что такое рекламное агентство? Предприятие, занимающееся созданием рекламы. Специалист по рекламе – человек, непосредственно создающий рекламу. Художники-оформители – люди, создающие рекламные плакаты, этикетки товара, рекламные упаковки, рекламные вывески. Рекламодатели – люди, которым нужна реклама товара, заказчики рекламы. Рекламный агент – человек, распространяющий рекламу. Беседа может сопровождаться показом демонстрационного альбома по теме.
Беседа с детьми «Виды рекламы»
Цель: формирование представлений детей о видах рекламы : реклама-вывеска, реклама-упаковка, реклама-этикетка, телевизионная реклама; формирование представлений у детей о создании телевизионной рекламы.
Вопросы к детям:
- какая бывает реклама (реклама-вывеска, реклама-упаковка, реклама-этикетка, телевизионная реклама);
- кто участвует в процессе создания (специалисты по рекламе, актеры);
- где ее можно видеть (на зданиях, на упаковках, по телевизору);
- что нужно для того, чтобы создать рекламу (хорошие знания о предмете рекламы - товаре).
Далее воспитатель предлагает детям мини-рекламы на карточках, где улыбающийся зайчик, рекламирует морковку, веселая белочка – свои любимые орешки, а сердитый недовольный шершень – мед. Педагог предлагает оценить, какая реклама больше нравится детям и почему, подводя их к выводу о том, что реклама должна быть привлекательной, краткой, понятной, выделять самое лучшее в товаре, а тот, кто рекламирует товар, должен быть веселым, улыбающимся и красивым. Вместе с детьми педагог вспоминает о различных рекламных роликах по телевизору и о том, что в них общего.
Вывод: для создания телевизионной рекламы нужны определенные правила:
- улыбки на лицах актера,
- приятный внешний вид,
- использование различных жестов и мимики в процессе ролика,
- краткость изложения,
- перечисление лучших качеств товара,
- информирование зрителей о необходимости и пользе товара для людей,
- призыв на приобретение товара.
(Правила создания рекламы педагог демонстрирует на мнемодорожке, которая в дальнейшем будет служить подсказкой для игр детей в рекламу)
2– ой этап – игры детей в рекламу под руководством педагога.
Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли.
Литература:
1. Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. (Учитель, ИП Гринин, 2019).
2. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно- методическое пособие.
3. Шатова А. Д. «Дошкольник и экономика»
4. Интернет ресурсы.