Маргарита Воробьева
Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции
▼ Скачать + Заказать документы
Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции
Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции
Воробьева Маргарита Евгеньевна
Воспитатель
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 с. Красный Октябрь»
Публикация «Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
В ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяется речевое развитие, как одно из направлений детского развития, что подтверждает актуальность проблемы коммуникативного развития детей дошкольного возраста и возросшие требования к организации образовательного процесса ДОУ в данной области. В настоящее время, проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальными и значимыми. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать ребёнку коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, расширяет сферу его социального ориентирования, что является решающим условием для развития его личности. Это означает, что от развития речи зависит и развитие личности ребёнка.
Напрашивается вопрос: Как театрализованная деятельность может повлиять не только на развитие коммуникативных способностей, но и на развитие личности ребёнка? Работая с детьми младшего возраста, мы отметили, что проблема коммуникативного развития актуальна и для нас. Согласно результатам педагогической диагностики выявили низкий уровень развития речи у 30 % детей. Актуальность проблемы переходит в задачи. Решая данные задачи, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, можно использовать различные средства.
Мы остановились на играх драматизациях. Игра – это средство обучения и основной вид деятельности ребенка дошкольника, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Игры- драматизации, это особые игры в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Ребенок в игре превращаются и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой. Игры- драматизации таят в себе большие возможности для одновременного решения задач социально-коммуникативного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, что интегрирует знания и умения детей и создаёт условия для их творческого развития и применения.
Как же художественное слово влияет на развитие речи детей? Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой в условиях ДОУ представлены в общеобразовательных программах детского сада (в программе «Радуга» в разделе «Планирование работы по приобщению к чтению». Предлагаемое авторами календарное и тематическое планирование включает формы работы по разным видам деятельности и решает задачи по обновлению содержания работы в детском саду, включая в себя не только приобщение к чтению, но и выделяет игру-драматизацию, как отдельный раздел, что помогает нам приобщить детей к театрализованной деятельности, используя разные методы и приёмы.
Так, народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Это и несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. В них, как известно добро и зло разграничены, даны чёткие оценки поступкам героев. Определены положительные и отрицательные персонажи. Взяв всё это во внимание для развития выразительности детской речи произведения: устного народного творчества (куда входит и региональный компонент, народные игры, игрушки и игры- драматизации, окажут нам неоценимую помощь в развитии коммуникативных способностей детей. Восприятие художественного произведения ребёнком – особая форма осмысленной деятельности. Какие задачи необходимо решать педагогу, руководящему процессом игр-драматизаций
Цели и задачи: оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта; формирование интереса и любви к книге, умение её слушать и понимать; помощь ребёнку в открытии мира словесного искусства, в передаче выразительности интонаций фольклорных и простых текстов; расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре; поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр-драматизаций.
Для реализации этих задач необходимы следующие условия: материальная база и развивающая среда; наличие театров: пальчиковый, настольный, теневой, кукольный и т. д. ; ширмы, декорации; аудиозаписи сказок, песенок, потешек; наборы иллюстраций к сказкам; наличие художественной литературы (книги с потешками, сказками, сценариями т. д.); уголок «Ряженья» в группе для самостоятельного воплощения детей в разные роли и идеи; костюмерная.
Данный вид деятельности трудоёмкий т. к. требует затрат времени на приготовление костюмов и театра сказок для показа детям, необходимых атрибутов, декораций, оформление места действия. Немало времени уходит на формирование у детей интереса к книге, разучивание отдельных отрывков и диалогов, постепенное пополнение их литературного багажа, потребности рассматривать иллюстративные книги, обогащение литературного опыта и наконец, формирования навыков умения воплощаться в разные роли, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности. Игра-драматизация - интегрированный вид детских игр, основанный на литературном материале. Выступая одним из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сказке имеет свои особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры.
Процесс усвоения и восприятия включает в себя: 1 этап
В основе руководства играми- драматизациями лежит работа: 1)- над текстом литературного произведения. В качестве предварительной работы сначала используем чтение произведения, по которому собираемся проводить игру-драматизацию, рассматривание и словесное описание картинок и игрушек по сказке; 2) - на занятиях по коммуникации используем творческий подход в работе с книгой: беседа по содержанию сказки, чередование хоровых и индивидуальных ответов, эмоциональные и игровые приёмы, проводим литературные и художественные выставки; 3) - обучаем детей связному последовательному пересказу текста. Пересказ даёт возможность совершенствовать разговорную речь, в частности интонации, обращения и перечисления. Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей, мы создаем вместе с ними ситуацию совместного игрового творчества, ни в коем случае никого не принуждая. Но у некоторых детей слабая игровая инициатива, а возможно и неразвитое воображение, задача воспитателя: помочь создать образы персонажей и, конечно, самим начать игровые действия.
2 этап образно – ролевой. Ребёнок начинает примерять на себя «одежды» различных персонажей. Неодушевлённые предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Наступает период образно-ролевой игры, т. е. дети переходят от словесной речи к обыгрыванию знакомой сказки. При подготовке к игре используем разные методы, например личный пример в обыгрывании роли персонажей или старшие дети изображают кого-нибудь из персонажей сказки без слов, а младшие отгадывают, так как в условиях игры на тему сказки ребёнку легче войти в роль, создать образ. Развивая у детей художественно речевые способности с помощью драматизации сказок, важно научить их имитировать действия персонажей, например: показать - как ходит неуклюжий медведь, лиса виляет хвостиком, скачет зайчик, как он боится попасть лисе. Используем средства выразительности (интонационно, мимикой, инсценировкой, медведь говорит грубым толстым голосом, лиса ласково, заяц тихо т. д.). В игре поощряем самостоятельные высказывания относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Драматизация сказки обычно происходит в вечерний отрезок времени, в совместной деятельности разыгрываем с детьми знакомые сказки, потешки, инсценировки. Дети с удовольствием переодеваются в костюмы и исполняют роли. Затем в самостоятельной игре сами организовывают диалогическое общение от лица сказочных персонажей.
3 этап развития детской игры – сюжетно-ролевая игра. В результате нашей деятельности на первых двух этапах мы увидели результат. Дети научились самостоятельно не только драматизировать сюжеты небольших знакомых литературных произведений, но и просто общаться по ролям, используя игровой материал, который расположен в доступном месте (матрешки, пазлы, кукольный театр, резиновые игрушки, шнуровки, и т. д.). Игровая деятельность происходит, как в самостоятельной, так, и в совместной с воспитателем деятельности.
Что же предполагает интеграция в рамках игры- драматизации на занятиях по коммуникации? (слайд) - интеграцию видов искусств (литература, поэзия, музыка, живопись, театр, физкультура). Театрализованная игра изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, показ движений под музыку, рисование отдельных героев, показ театра, что позволяет решать задачи познавательного, социального, эстетического и речевого характера. После всех пройденных этапов нам остается включить игры-инсценировки в интегрированные занятия. Дети с удовольствием участвуют в таких занятиях Таким образом, кукольный спектакль, игра-беседа, инсценировка с разными видами театра, аудио-сказки, игра-драматизация – всё это помогает детям ярче и правильнее воспринимать содержание сказки. Они становятся как участниками, так и зрителями. Здесь, очень важно сотрудничество с родителями. Необходимо, как можно чаще рассказывать об успехах ребёнка, о его театральных способностях. Привлекать родителей к изготовлению декораций и костюмов, к участию в утренниках и развлечениях, приглашать на собрания и круглые столы. Чем ближе это сотрудничество, тем больше родители узнают о своих детях, особенностях их характера, темперамента, мечтах и желаниях.
Результат: Поэтапность работы обеспечила постепенное сближение детей с персонажами произведений. Дети больше стали интересоваться книгами, чаще стали просить прочитать ту или иную сказку, с интересом рассматривать иллюстрации в книгах. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое исполнение, через создание условий окружающей среды и оказании детям помощи в приобретении игровых умений, вот те способы, которые помогли нам получить положительный результат
Заключение: В процессе подготовки к игровой деятельности, и воплощения её замысла мы пришли к следующим выводам: игра-драматизация помогает развитию творчества, личности, активности, эмоциональной отзывчивости, глубокому погружению в содержание и образы главных героев сказок, положительно влияет на результат обогащения детей новыми умениями и навыками, проживание образов героев, умение связно и правильно выражать свои мысли, пользоваться речью, применяя выразительные средства. Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей во время интегрированных занятий показали действительную силу игры- драматизации в восприятии детьми художественного слова и повышение эффективности работы по коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста и формированию у детей целостной картины мира.