Приложение МААМ

Игры для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей

Зуева Диана
Игры для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающие занятия с детьми, страдающими нарушением слуха, имеют свои особенности.

Слух и речь

Игра для ребенка — источник умственного и речевого развития. Развивающие игры помогают малышу усваивать знания, приобретать навыки и формировать представления об окружающем мире. Для ребенка с нарушенным слухом игры имеют еще большее значение: подобные занятия позволяют преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения. Использование остаточного слуха играет значительную роль в психическом развитии ребенка, в овладении им речью.

Публикация «Игры для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей» размещена в разделах

Речь и слух тесно связаны. Овладение речью происходит благодаря слуховому восприятию. Без слуха невозможно восприятие речи.

Чем раньше ребенок попадает в мир звуков, тем более естественным путем он развивается.

Ребенок слышит речь взрослого, у него происходит накопление пассивного словаря. Он начинает подражать речи взрослого и тем самым учится говорить самостоятельно (появляются первые звуки, слова, фразы). У детей с нарушенным слухом овладение речью происходит в результате специального обучения. Поэтому чем раньше мы начинаем заниматься с ребенком, тем успешнее у него развивается речь.

Что нужно для игры

Начиная заниматься с ребенком, важно помнить следующее.

Проводить занятия нужно в игровой форме, опираясь на естественный интерес ребенка к тому, что его окружает, используя любые бытовые ситуации.

Не надо воспринимать занятие как урок в школе, просто играйте с малышом и получайте от этого удовольствие.

Игры-занятия, которые вы предлагаете ребенку, должны быть разнообразными как по содержанию, так и по форме.

Не следует перегружать занятия материалом. В ходе его проведения нужно стараться, чтобы малыш не утомлялся, чтобы не ослабевали его интерес и внимание к занятию.

Если ребенок начал уставать, отвлекаться, сразу заканчивайте игру еще до того, как он сам выключится из нее.

На ранних этапах обучения необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям. Для этого нужно, во-первых, заинтересовать ребенка занятиями, а во-вторых, постоянно его поощрять, хвалить, не ругать за неудачи, научить преодолевать трудности, радоваться своим победам.

Надо стараться, чтобы в играх участвовали все члены семьи, а не только мама или бабушка.

Правила игры

Игры-занятия по развитию слухового восприятия лучше проводить с ребенком ежедневно, желательно несколько раз в течение дня. Они в основном проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами, которыми ребенок пользуется в течение всего дня (при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению). Отдельные игры проводятся без аппаратов.

Продолжительность игр-занятий с ребенком раннего возраста не должна превышать 5–10 минут. Каждое занятие необходимо тщательно планировать. Перед началом занятия ребенок должен быть накормлен, напоен и быть в хорошем настроении.

Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, то есть ребенок видит лицо взрослого и его действия и слушает.

По мере того как малыш начинает уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к играм только на слух. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять ребенку образец звучания, который он не воспринял, на слухо-зрительной основе, а затем по возможности и на слух.

В ходе игр-занятий следует использовать звучания, предлагаемые для восприятия, и на слухо-зрительной, и на слуховой основе, в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не гадали, а вслушивались в звучания.

Вначале ребенку нужен ограниченный выбор из двух резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением, следует расширять выбор (до 3–5 звучаний) и предлагать звучания, более близкие по акустическим характеристикам.

Игры-занятия

Сначала необходимо познакомить малыша со звучащими игрушками, вызвать интерес к ним, научить извлекать их звучание. Для этого хорошо завести коробку со звучащими игрушками (желательно парными) : погремушками, гармошками, трещотками, бубнами, колокольчиками, шарманкой. Звучащие игрушки нужны для развития неречевого слуха. Именно с него следует начинать занятия с ребенком.

Звени, колокольчик

Оборудование: колокольчик, коробка с крышкой.

Ход игры : Взрослый показывает коробку ребенку, обращая его внимание на звук внутри нее: «Что там? Открой. Ой, колокольчик». При этом взрослый должен быть очень эмоционален, чтобы поддержать любопытство малыша. Взрослый помогает ребенку открыть коробку, достать колокольчик и показывает, как он звенит, просит ребенка взять колокольчик и, подражая действиям взрослого, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладонь, фиксируя действие: «Нет. Не звенит». Далее ребенку предлагается вызвать звук колокольчика: «Да! Звенит. Ура!» В конце игры взрослый просит ребенка спрятать колокольчик в коробку и закрыть крышкой. Игра повторяется несколько раз.

Играй, барабан

Оборудование: барабан, две палочки к нему.

Ход игры : Взрослый, заинтересовав ребенка, достает из мешочка барабан и палочки к нему. Негромко играет на барабане, произнося достаточно громко «та-та-та». Ребенок наблюдает за действиями взрослого. Затем взрослый учит малыша стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая звук и побуждая произносить «та-та-та». Когда малыш хорошо барабанит, взрослый хвалит его, восхищается.

Аналогично следует научить ребенка вызывать звуки из других звучащих игрушек: бубна, гармошки, металлофона, шарманки, погремушки.

Зайка прыгает

Учим малыша реагировать определенным действием на неречевые и речевые сигналы.

Оборудование: зайка, барабан, ширма.

Ход игры : В игре участвуют двое взрослых и ребенок. Один взрослый играет на барабане, а другой взрослый и ребенок в это время берут зайку и показывают, как он прыгает под звучание барабана. Барабан не звучит — зайка спит. Барабан звучит — зайка прыгает. Необходимо постепенно добиваться того, чтобы ребенок ждал сигнала, то есть не начинал действовать до того, как он будет подан. Также следует побуждать малыша к самостоятельному, без подсказки, выполнению действия. Чтобы игра была интересна для ребенка, надо меняться с ним ролями: он стучит в барабан, а взрослый показывает, как прыгает зайка. Эту игру нужно проводить до тех пор, пока ребенок сам не начнет выполнять действие в момент подачи сигнала.

Через несколько дней игра усложняется. Звучания барабана теперь предъявляются ребенку только на слух. С этой целью взрослый воспроизводит удары по барабану за ширмой.

Аналогично следует проводить игры, в которых в качестве источника звука используются дудка, гармошка, бубен. Под звуки дудки едет машина, под гармошку танцует кукла, под бубен идет мишка.

Соберем пуговицы в банку

Оборудование: банка с пуговицами, барабан.

Ход игры : Упражнение проводится без слуховых аппаратов! В игре участвуют двое взрослых и ребенок. Один взрослый садится напротив малыша, достает барабан и начинает играть на нем, привлекая внимание ребенка. Около ребенка стоит пустая баночка, а рядом с ней лежит большая пуговица. В момент начала звучания барабана другой взрослый берет пуговицу рукой ребенка и бросает ее в баночку.

Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без помощи взрослого, бросать пуговицу в банку в момент начала звучания барабана. Длительность пауз между подачей сигнала нужно постоянно менять, иначе ребенок будет ориентироваться не на звук, а на ритм подачи сигнала. Когда ребенок начнет сам хорошо выполнять задание, один взрослый вместе с барабаном прячется за ширму, второй взрослый садится напротив ребенка — он будет в случае необходимости помогать ему. Ребенок выполняет то же упражнение, только теперь на слух (то есть он не видит, как взрослый играет на барабане, а только слышит).

Когда ребенок начнет реагировать на звучание барабана на слух, взрослый постепенно увеличивает расстояние, с которого он подавал сигнал. В результате так определяют то максимальное расстояние, с которого ребенок воспринимает звук барабана.

Аналогично следует проводить работу и с другими игрушками (бубен, дудка, гармошка, свисток, погремушка, шарманка и т. п., которые предъявляются на слух, начиная с расстояния 15–20 см. Тем самым можно определить, какие игрушки и на каком расстоянии слышит ребенок без аппарата.

Затем в аналогичных играх следует проверить, на каком расстоянии он их слышит с индивидуальными слуховыми аппаратами. Нужно также проверить, на каком расстоянии ребенок слышит голос со слуховыми аппаратами. Для этого сначала перед ним на расстоянии 0,5–1 м взрослый произносит слоги (например, «па-па-па») и учит его в момент их произнесения бросать пуговичку в банку. Когда ребенок начал уверенно справляться с этой игрой, звучания слогов предлагают на слух (за спиной ребенка) на расстоянии 0,5–1 м, а затем и на большем.

Если индивидуальные слуховые аппараты настроены правильно, малыш будет слышать звучащие игрушки и голос на расстоянии не менее 1,5–2 м. Если это не получается, нужно обратиться к врачу-сурдологу.

Поиграем на инструментах

Учим ребенка различать на слух игрушки при выборе из 2–3 игрушек, резко отличающихся по характеру звучания.

Оборудование: бубен — 2 шт., погремушка — 2 шт., ширма.

Ход игры : Взрослый садится рядом с малышом. Размещает перед ребенком бубен и погремушку и такую же пару инструментов кладет перед собой. Играет на бубне, затем помогает ребенку найти такую же игрушку из его пары и производит такой же звук вместе с малышом.

Аналогично играет вместе с ребенком в погремушку. Затем меняет местами звучащие игрушки и повторяет игру. Важно следить, чтобы ребенок правильно выбирал предмет. Взрослый повторяет упражнение, чередуя две игрушки, пока ребенок не будет сам правильно выбирать нужный предмет.

Когда ребенок начнет сам хорошо выполнять задание, взрослый убирает свой комплект игрушек за ширму. Звучит погремушкой так, чтобы ребенок не видел, какую игрушку использует взрослый. Малыш должен выбрать ту игрушку, на которой играет взрослый. Когда ребенок выбрал игрушку, взрослый показывает свою, продолжая играть на ней. Эта игра проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без помощи взрослого, различать звучание инструментов на слух.

Аналогично нужно проводить игры, в которых в качестве источника звука используются следующие пары игрушек: барабан, гармошка, дудка, металлофон и т. п.

Кто играет?

Оборудование: зайка, машина, барабан, дудка.

Ход игры : В игре участвуют двое взрослых и ребенок. Один взрослый играет на барабане, а другой вместе с ребенком в это время берут зайку и показывают, как он прыгает под звучание барабана. Барабан не звучит — зайка спит. Барабан звучит — зайка прыгает. Затем взрослый играет на дудочке, воспроизводя протяжный звук «у», а другой взрослый с ребенком катают машину под звучание дудки. Звук есть — машина едет. Звука нет — машина стоит.

Игра проводится таким образом, чтобы ребенок видел, какая игрушка звучит. После того как малыш научится выбирать нужную игрушку, взрослый вместе с барабаном и дудкой прячется за ширмой. Попеременно воспроизводя звучания барабана и дудки, взрослый побуждает ребенка выбрать нужную игрушку — зайку или машину. Как только ребенок начал различать звучащие игрушки из двух, нужно увеличить выбор до трех.

Аналогичная игра проводится и с другой парой звучащих инструментов: гармошка и бубен. Под звуки бубна идет мишка, под звуки гармошки танцует кукла.

Бежит — идет

Учим различать на слухо-зрительной и слуховой основе слитность звучания.

Оборудование: бубен, игрушки — большой мишка и маленький медвежонок, ширма.

Ход игры : Ребенок сидит напротив взрослого. У взрослого в руках маленький медвежонок. Он звенит бубном без пауз (слитно) и показывает, как маленький мишка бежит, произнося «па-па-па». Затем взрослый берет большого медведя, ударяет по бубну с паузами (не слитно) и показывает, как большой медведь идет, произнося «па-па-па». Затем взрослый сажает большого и маленького мишку перед ребенком. Вновь звенит бубном, например, без пауз (слитно) и побуждает ребенка взять маленького мишку и показать, как он бежит, произнося «па-па-па». Мишка вновь «садится» перед ребенком. Теперь взрослый стучит по бубну с паузами (не слитно) и побуждает малыша взять большого мишку и показать, как он идет, произнося «па-па-па». Мишка вновь садится перед ребенком.

Затем взрослый извлекает из бубна то слитные, то неслитные звучания (в разбивку, ребенок выбирает либо маленького мишку и показывает, как он бежит, либо большого мишку и показывает, как он идет.

Когда ребенок начинает уверенно справляться с заданием, взрослый переходит к предъявлению звучаний только на слух. С этой целью он прячется за ширму и играет на бубне то слитно, то не слитно. Когда ребенок уже начал «вести» мишку, взрослый, продолжая играть на бубне, появляется из-за ширмы, и ребенок либо убеждается в правильности выполнения упражнения, либо поправляется.

Кто как кричит?

Учим ребенка различать звукоподражания и лепетные слова на слух при выборе из 2–3 звукоподражаний.

Оборудование: 3 собачки, 3 лошадки, мешочек.

Ход игры : У взрослого в мешочке находятся 3 разных собаки и 3 лошадки. Он достает собачку, подносит ее к своим губам так, чтобы игрушка их не закрывала, произносит «ав-ав-ав», показывает, как собачка лает, и ставит ее на стол. Затем достает лошадку, называет ее «тпру», демонстрирует, как она скачет, и ставит ее на другую сторону стола.

Доставая в разной последовательности следующие игрушки, взрослый называет их и учит малыша ставить собачек к собачкам, а лошадок к лошадкам. Затем он предлагает различать «ав-ав-ав» и «тпру» слухо-зрительно (то есть видя губы взрослого и слушая). Взрослый в разной последовательности называет игрушки, а ребенок берет названную игрушку, играет с ней, «лает» или «скачет» и убирает в мешочек. Если ребенок самостоятельно не выбирает игрушку, то взрослый руками ребенка берет нужную игрушку, побуждает к игре с ней, произнося вновь и вновь «ав-ав-ав» или «тпру», предлагает убрать ее.

Когда ребенок научится различать данные звукоподражания при слухо-зрительном восприятии, можно переходить к их различению на слух (то есть когда ребенок не видит губы говорящего, а только слушает). Для этого взрослый берет лошадку, показывает, как она скачет, и за экраном (в качестве экрана можно использовать лист писчей бумаги, который закрывает лицо говорящего до глаз) на расстоянии 0,5–1 м или на ушко без экрана (если работа проводится без аппаратов) произносит голосом разговорной громкости «тпру». Затем, предлагая ребенку показать, как скачет лошадка, повторяет звукоподражание. То же проделывает с собачкой («ав-ав-ав»).

Кто это?

Учим ребенка не только различать, но и опознавать на слух звукоподражания, лепетные и полные слова.

Оборудование: 2–3 кошки, 2–3 машины, 2–3 куклы, мешочек.

Ход игры : Взрослый достает мешочек, в котором находятся игрушки, но какие именно, ребенок не знает и спрашивает: «Что там?» После чего предлагает малышу: «Слушай». За экраном (мешочком) или на ухо ребенка взрослый произносит одно из звукоподражаний («мяу», «би-би») или лепетное слово («ляля»). Малыш пытается узнать, повторяя услышанное.

Если ребенок услышал верно, взрослый дает ему мешок и предлагает достать соответствующую игрушку. В случае, когда с первого раза малыш не опознал данное звукоподражание, оно повторяется взрослым до трех раз, и если все же оно остается неузнанным, то взрослый сам достает соответствующую игрушку и повторяет звукоподражание, сначала не закрывая своего лица (слухо-зрительно, а затем закрыв (на слух). Затем игрушка убирается обратно в мешочек. Взрослый произносит другие звукоподражания, а затем вновь предлагает ребенку то, которое он раньше не услышал. Если ребенок узнал звукоподражание, то ему предлагается достать игрушку из мешочка. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все игрушки.

Играйте в эти и другие игры с ребенком, и результат не заставит себя ждать. Играйте с малышом каждый день, лучше в одно и то же время, в будущем он будет ожидать этого момента, заранее настраиваясь на совместную игру. А возможно, и будет сам просить поиграть с ним, доставая игрушки из шкафа. И тогда ваша цель будет достигнута.

Публикации по теме:

Игры для развития слухового внимания В норме каждый человек от рождения обладает так называемым биологическим слухом, т. е. способностью воспринимать звуковые колебания органами.

Дидактическая игра для развития слухового восприятияДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Дидактическая игра на развитие слухового восприятия из коробки и картонных втулок «Музыкальная шкатулка»Дидактическая игра на развитие слухового восприятия из коробки и картонных втулок «Музыкальная шкатулка» Игра "Музыкальная шкатулка" сделана из бросового материала. А именно из старой круглой коробки и втулок туалетной бумаги. Немного материла,.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Коррекционное занятие по самопознанию и развитию слухового восприятия «Ушки — наши помощники» Коррекционное занятие на ориентировку «на себя». «Ушки — наши помощники».Задачи:1. Уточнять знания детей о значении ушей. 2. Учить детей.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группеРазвитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе .

Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2)Развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе (часть 2) В рамках реализации проекта «Звуковой ручеёк», посвящённого развитию слухового восприятия и фонематического слуха у воспитанников средней.

Игры на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группеИгры на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков в соответствии с лексическими темами в средней группе Предлагаю вашему вниманию ещё несколько игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков. Эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей
Опубликовано: 17 октября 2023 в 23:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей» (включая файлы) размещена пользователем Зуева Диана (УИ 3293991) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД