Татьяна Атякшева
Игры для развития ритма у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Как бегают зверята
Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.
Ход игры: логопед выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь-, заяц-, мышка-)
Песенки-ритмы
Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок
Ход игры: логопед проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
Лошадка.
Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)
Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок
Звонко цокают копытца цок-цок-цок
Приглашают прокатиться цок-цок-цок.
Воробушки
Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,
Любят песни распевать бойкие воробушки
Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.
Игрушки пляшут
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.
Ход игры: 1вариант
Логопед и дети располагаются вокруг стола или на полу.
Воспитатель: Собрались игрушки поплясать,
Но не знают как, с чего начать.
Вышел заинька вперёд
Всем пример он подаёт
Логопед задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок.
2 вариант
Логопед играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.
Лошадки
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление.
Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от шампуней и пр.
Ход игры: Дети вместе с логопедом повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др):
На молоденькой лошадке
Цок-цок, цок-цок,
Цок-цок, цок-цок!
На вторую часть потешки стучат в медленном темпе:
А на старой да на кляче
Трюх-трюх-трюх,
Да в ямку – бух!
Дети приседают и падают на пол.
Дятел
Цель: Выстукивание заданного ритма.
Ход игры: логопед проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:
Тук, тук, тук-тук-тук,
Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук,
Это дятел сел на сук.
Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют.
Ритмический кубик
Цель: Развивать звуковое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков. Использовать «звучащие» жесты – хлопки, щелчки, притопы и т. д. Закреплять навыки прямого счета, вызывать положительные эмоции от игры.
Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов:1 бабочка, 2 цветка, 3 клубнички, 4 листика, 5 шишек, 6 елочек.
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:
Ты возьми веселый кубик,
Передай его друзьям,
Что покажет этот кубик –
Повтори за ним ты сам!
Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т. д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.
Веселые подружки
Цель: развивать чувство ритма детей.
Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т. д.
Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!
Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши.
Передай ритм
Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.
Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.
Покажи нужную карточку
Цель: определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком
Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5
Ход игры
Логопед показывает карточки с изображением ритмических рисунков от 1 до 3 или 5. Затем прохлопывает определённый вначале несложный ритм и предлагает ребёнку найти карточку, соответствующую количеству хлопков.
Простучи столько раз, сколько точек на карточке
Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз
Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5
Ход игры
В начале игры рассматриваются карточки с изображенными ритмическими рисунками. На каждой карточке считается количество точек. Затем логопед показывает карточку и предлагает прохлопать или простучать изображённый ритмический рисунок. Вначале игры используются карточки без пауз, затем с одной паузой.
Умные ладошки
Цель: развитие двигательного ритмического ряда
Ход игры.
Взрослый задает определенный ритмический рисунок, под счет раз-два-три, раз-два-три-четыре и т. д., задействовав различные движения ладоней, дети повторяют, например: кулак-ребро-ладонь, кулак-ладонь, кулак-ладонь, хлопок-хлопок-хлопок и т. д.
Простучи, как я скажу
Цель: воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции
Ход игры
Логопед предлагает ребёнку по словесной инструкции отхлопать (простучать) определённый ритм. В начале обучения даётся несложный ритм без пауз, затем ритмический рисунок постепенно следует усложнять.
Продолжи цепочку
Цель: развитие двигательного ритмического чувства, памяти.
Ход игры.
Дети становятся в круг, начинает игру взрослый, он задает начало ритмического рисунка – хлопок, притоп, первый ребенок продолжает цепочку – хлопок, притоп, хлопок, второй ребенок – хлопок, притоп, хлопок, притоп и т. д. все дети.
Прохлопай словечко
Цель: развивать ритм, фонематическое восприятие.
Ход игры.
Отхлопывать ритм по щечкам (пальчиками, по коленкам, по животику, по бубну (педагог протягивает ребенку бубен, тот стучит по бубну и одновременно произносит имя или название игрушки, по барабану (ладошками или палочками, по полу (ладошками или топая ногами). Можно предложить детямидти по группе, проговаривать и прохлопывать то, что видят.
Определи по ритму
Цель: развивать чувство ритма детей.
Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).