Лучший педагог года

Игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста

Светлана Ровенец
Игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать

ВЕТЕРОК

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход. Взрослый произносит разные звуки. Если услышишь звук, например [у], подними руки и медленно покружись.

Произносятся звуки: у, и, а, о, у, и, у, а. Ребенок, услышав звук [у], делает соответствующие движения.

ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ

Цель: развивать слуховое внимание.

Публикация «Игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и стучит по поверхности, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

У КОГО – КТО?

Цель: закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей.

Образование множественного числа имён существительных.

Ход: Взрослый показывает иллюстрации домашних животных, ребенок называет их детенышей, образовывая множественное число.

ОТКУДА СЛЫШЕН ЗВУК?

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход. Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, сзади ребенка и звонит в колокольчик (или хлопает в ладоши). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление.

ЭХО

Правило. Взрослый громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.

Ход. Взрослый громко говорит: «а-а-а», ребенок-эхо тихо отвечает: «а-а-а» и т. д. Можно использовать сочетание гласных звуков: «а-у, у-а, э-а» и т. д.

ЗАКОНЧИ ФРАЗУ

Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход. Взрослый предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

Не послушал зайка папу, отдавили зайке. (лапу).

Дети в скверике сидели и мороженое. (ели).

А возле этой елки бродили злые. (волки).

Часто к озеру напиться ходит рыжая. (лисица).

Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо. (плакать)».

Мы не ели, мы не пили, бабу снежную. (лепили).

Я не бегаю к врачу, я сама его. (лечу).

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал. (щенок).

Как у нашей дочки розовые. (щечки).

Лучше мама не пищи, ты мне няньку. (поищи).

МОТОРЧИКИ

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход. Взрослый называет разные слова. Если ребенок услышит песенку большого моторчика [р], то хлопает в ладоши.

НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ

Цель: упражнять детей в четком произношении слов.

Ход. Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находятся в поле их зрения).Необходимо следить, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, не повторялся. Когда ребенок не сможет больше ничего назвать сам, взрослый может задавать наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.

КАКОЕ ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: учить выделять признаки предмета.

Ход. Взрослый и ребенок по очереди вынимают из коробки предмет, называют его и указывают какой либо признак этого предмета, один или два. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает: «Это кубик. Какой он?»

РАЗБУДИ КОТА

Цель: активизировать в речи детей названия детенышей животных.

Ход. Ребенок закрывает глаза как- будто спит, взрослый подает голос (издает звукоподражание животного, задача ребенка назвать кто его разбудил (лягушонок, петушок и т. д.) Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: ориентироваться в значении глаголов.

Ход. Взрослый предлагает попутешествовать и рассказать, где он был, а ребенок должен назвать эту комнату или место на улице.

Зашел в комнату, где засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

Зевают, отдыхают, спят.

Танцуют, поют, кружатся.

Приходят, здороваются. (Когда это бывает)

Обедают, благодарят.

Одеваются, прощаются.

Лепят снежную бабу, катаются на санках.

ПРЯТКИ

Цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).

Ход. Взрослый прячет в разных местах комнаты игрушки а затем сообщает ребенку: «Меня известили, что у нас в комнате поселились непрошеные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, сказал, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Найди и назови эту игрушку. Молодец! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (ищут). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе, что стоит справа от меня и т. д.».Таким образом нужно отыскать всех непрошеных гостей.

КТО ЭТО, ЧТО ЭТО?

Цель: формировать умение правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам природы.

Ход: взрослый показывает на предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, ребенок – задают вопрос кто? если предмет неживой природы – что?

ОДИН И МНОГО.

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа.

Ход: Взрослый называет слово в единственном числе и спрашивает у ребенка: «А как будет много?», при правильном ответе взрослый и ребенок меняются ролями Взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе.

СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: формировать умение образовывать и правильно использовать в речи слова-антонимы.

Ход: Взрослый называет слово, а ребенок должен назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т. д.

ЧЕГО НЕ СТАЛО?

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры : на столе расположены предметы в определенной последовательности. Взрослый предлагает посмотреть внимательно на предметы, запомнить, как они расположены. Потом, когда ты отвернешься, я что-то изменю. Когда ты повернешься обратно, посмотри внимательно как лежат предметы, и скажи мне что изменилось?

Усложнение:

1. Описать предмет, которого не стало

2. рассказать о месте, где он стоял

3. на какой звук начиналось название этого предмет

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход: Взрослый называет слово и просит назвать его ласково. Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .

ГРОМКО — ТИХО —ШЕПОТОМ

Цель. Учить ребенка менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Ход: Взрослый говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би», «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Взрослый говорит: «А теперь внимание едет большая машина», ребенок должен сигналить громко, на фразу о маленькой машине - тихо. Таким образом можно обыгрывать разные звучащие предметы. Главное, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний ребенок не переходил на шепот.

БЫСТРО И МЕДЛЕННО

Взрослому понадобится небольшая игрушка, например зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ)средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

ЛОШАДКА

Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры : Взрослый проговаривает текст стихотворения и прохлопывает вместе с ребенком

Вот лошадка - тонконожка (ребенок хлопает цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок

Звонко цокают копытца цок-цок-цок

Приглашают прокатиться цок-цок-цок.

ПОДБЕРИ РАЗНЫЕ СЛОВА.

Цель: учить правильно согласовывать названые слова с заданным родом и числом

Ход: Взрослый побуждает ребенка подобрать как можно больше существительных к прилагательным. Во время игры взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал названые слова с заданным родом и числом.

Осенняя. (Погода, прохлада, тучка, пора, дубрава, паутинка, куртка, позолота, роща)

Осеннее. (Пальто, солнышко, поле, марево, утро)

Осенний. (Ветер, листок, лес, парк, отдых, урожай, дождик, туман, вечер, ноябрь, перелет)

Осенние. (Дни, деревья, месяцы, дожди, мечты, снопы, лучики, облака)

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Где чей хвост?»Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Где чей хвост?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию дидактическую игру "Где чей хвост?" В нашем районе проходило методическое.

Дидактическая игра по развитию речи с перфокартами для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Фантазеры»Дидактическая игра по развитию речи с перфокартами для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Фантазеры» Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста. Задачи: • Совершенствовать связную речь — диалогическую и монологическую.

Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста В дидактических играх по ФЭМП формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Подружки-затейницы» для детей среднего дошкольного возраста Конспект открытого занятия по развитию речи:«ПОДРУЖКИ - ЗАТЕЙНИЦЫ».Средний дошкольный возраст. Реализуемые образовательные области: «Речевое.

Конспект занятия по развитию речи «Вот зима, кругом бело!» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Вот зима, кругом бело!» для детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: -закрепить с детьми основные признаки зимы. -упражнять в составлении рассказа по картинкам. -упражнять в подборе.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 мая 2020 в 12:00
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ровенец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД