Светлана Ровенец
Игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
ВЕТЕРОК
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход. Взрослый произносит разные звуки. Если услышишь звук, например [у], подними руки и медленно покружись.
Произносятся звуки: у, и, а, о, у, и, у, а. Ребенок, услышав звук [у], делает соответствующие движения.
ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ
Цель: развивать слуховое внимание.
Публикация «Игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и стучит по поверхности, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.
У КОГО – КТО?
Цель: закрепить знания детьми домашних животных и их детёнышей.
Образование множественного числа имён существительных.
Ход: Взрослый показывает иллюстрации домашних животных, ребенок называет их детенышей, образовывая множественное число.
ОТКУДА СЛЫШЕН ЗВУК?
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход. Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, сзади ребенка и звонит в колокольчик (или хлопает в ладоши). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление.
ЭХО
Правило. Взрослый громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.
Ход. Взрослый громко говорит: «а-а-а», ребенок-эхо тихо отвечает: «а-а-а» и т. д. Можно использовать сочетание гласных звуков: «а-у, у-а, э-а» и т. д.
ЗАКОНЧИ ФРАЗУ
Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход. Взрослый предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.
Не послушал зайка папу, отдавили зайке. (лапу).
Дети в скверике сидели и мороженое. (ели).
А возле этой елки бродили злые. (волки).
Часто к озеру напиться ходит рыжая. (лисица).
Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо. (плакать)».
Мы не ели, мы не пили, бабу снежную. (лепили).
Я не бегаю к врачу, я сама его. (лечу).
Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал. (щенок).
Как у нашей дочки розовые. (щечки).
Лучше мама не пищи, ты мне няньку. (поищи).
МОТОРЧИКИ
Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход. Взрослый называет разные слова. Если ребенок услышит песенку большого моторчика [р], то хлопает в ладоши.
НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ
Цель: упражнять детей в четком произношении слов.
Ход. Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находятся в поле их зрения).Необходимо следить, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, не повторялся. Когда ребенок не сможет больше ничего назвать сам, взрослый может задавать наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.
КАКОЕ ЭТО БЫВАЕТ?
Цель: учить выделять признаки предмета.
Ход. Взрослый и ребенок по очереди вынимают из коробки предмет, называют его и указывают какой либо признак этого предмета, один или два. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает: «Это кубик. Какой он?»
РАЗБУДИ КОТА
Цель: активизировать в речи детей названия детенышей животных.
Ход. Ребенок закрывает глаза как- будто спит, взрослый подает голос (издает звукоподражание животного, задача ребенка назвать кто его разбудил (лягушонок, петушок и т. д.) Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
Цель: ориентироваться в значении глаголов.
Ход. Взрослый предлагает попутешествовать и рассказать, где он был, а ребенок должен назвать эту комнату или место на улице.
Зашел в комнату, где засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
Зевают, отдыхают, спят.
Танцуют, поют, кружатся.
Приходят, здороваются. (Когда это бывает)
Обедают, благодарят.
Одеваются, прощаются.
Лепят снежную бабу, катаются на санках.
ПРЯТКИ
Цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).
Ход. Взрослый прячет в разных местах комнаты игрушки а затем сообщает ребенку: «Меня известили, что у нас в комнате поселились непрошеные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, сказал, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Найди и назови эту игрушку. Молодец! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (ищут). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе, что стоит справа от меня и т. д.».Таким образом нужно отыскать всех непрошеных гостей.
КТО ЭТО, ЧТО ЭТО?
Цель: формировать умение правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам природы.
Ход: взрослый показывает на предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, ребенок – задают вопрос кто? если предмет неживой природы – что?
ОДИН И МНОГО.
Цель: Учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа.
Ход: Взрослый называет слово в единственном числе и спрашивает у ребенка: «А как будет много?», при правильном ответе взрослый и ребенок меняются ролями Взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе.
СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: формировать умение образовывать и правильно использовать в речи слова-антонимы.
Ход: Взрослый называет слово, а ребенок должен назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т. д.
ЧЕГО НЕ СТАЛО?
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.
Ход игры : на столе расположены предметы в определенной последовательности. Взрослый предлагает посмотреть внимательно на предметы, запомнить, как они расположены. Потом, когда ты отвернешься, я что-то изменю. Когда ты повернешься обратно, посмотри внимательно как лежат предметы, и скажи мне что изменилось?
Усложнение:
1. Описать предмет, которого не стало
2. рассказать о месте, где он стоял
3. на какой звук начиналось название этого предмет
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход: Взрослый называет слово и просит назвать его ласково. Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .
ГРОМКО — ТИХО —ШЕПОТОМ
Цель. Учить ребенка менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Ход: Взрослый говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би», «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Взрослый говорит: «А теперь внимание едет большая машина», ребенок должен сигналить громко, на фразу о маленькой машине - тихо. Таким образом можно обыгрывать разные звучащие предметы. Главное, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний ребенок не переходил на шепот.
БЫСТРО И МЕДЛЕННО
Взрослому понадобится небольшая игрушка, например зайчик.
Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»
Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.
Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.
ЛОШАДКА
Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок
Ход игры : Взрослый проговаривает текст стихотворения и прохлопывает вместе с ребенком
Вот лошадка - тонконожка (ребенок хлопает цок-цок-цок)
Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок
Звонко цокают копытца цок-цок-цок
Приглашают прокатиться цок-цок-цок.
ПОДБЕРИ РАЗНЫЕ СЛОВА.
Цель: учить правильно согласовывать названые слова с заданным родом и числом
Ход: Взрослый побуждает ребенка подобрать как можно больше существительных к прилагательным. Во время игры взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал названые слова с заданным родом и числом.
Осенняя. (Погода, прохлада, тучка, пора, дубрава, паутинка, куртка, позолота, роща)
Осеннее. (Пальто, солнышко, поле, марево, утро)
Осенний. (Ветер, листок, лес, парк, отдых, урожай, дождик, туман, вечер, ноябрь, перелет)
Осенние. (Дни, деревья, месяцы, дожди, мечты, снопы, лучики, облака)