Ольга Ткаченко
Игры для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Жемчужинка»
Подготовила : воспитатель
Ткаченко Ольга Валерьевна
г. Дмитров
2018г.
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Публикация «Игры для развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Краткое описание:
Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно соби-рать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнет-ся дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.
Игра «Идите с нами играть»
Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.
Подготовительная работа. Подобрать игруш-ки: мишку, зайку, лису.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоя-нии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. По-зовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услы-шали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, по-том играют с ними.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.
Игра «Угадай, кто кричит»
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточи-вать слуховое внимание. Учить детей определять иг-рушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озву-ченные игрушки, изображающие знакомых детям до-машних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Краткое описание:
Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной, обыгрывает их, подражая крику соответ-ствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Вы-бранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Сказка «Поспешили - насмешили»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовитель-ная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.
Краткое описание:
Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» При-бежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспе-шили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Методические указания. Следует сопровождать рас-сказывание сказки показом ее персонажей на фланеле-графе. Звукоподражания нужно произносить четко, вы-деляя гласные звуки.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного рото-вого выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумаж-ных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нит-ку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стой-ками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Краткое описание:
Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, мо-гут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. По-пробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрос-лый предлагает детям встать по одному возле каждой ба-бочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая возду-ха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с па-узами, в противном случае у него может закружиться го-лова.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление зву-ка. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Краткое описание:
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает во-дящего, который становится в центре круга. По сиг-налу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель да-ет кому-нибудь из детей звоночек и предлагает по-звонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и во-дящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, подни-мает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водя-щего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, во-дящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Не разбуди Катю»
Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Взрослый приго-тавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также короб-ку для игрушек.
Краткое описание:
Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообеда-ла и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в ко-робку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.
Методические указания. Следить, чтобы дети го-ворили тихо, но не шепотом.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспи-тание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Краткое описание:
На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сна-чала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, на чем играю»
Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Педагог подбирает му-зыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, орган-чик и др.
Краткое описание:
Взрослый знакомит детей с музыкальными игруш-ками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. За-тем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.
Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру сле-дует повторять 5-7 раз.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и малень-кую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Краткое описание:
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог уби-рает обе машины и говорит: «Сейчас будьте вниматель-ны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а ма-ленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количе-ства детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произ-несении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
РАЗВИТИЕ
ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»
Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к зву-коподражанию, а также речевого слуха.
Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети ак-тивно использовали звукоподражания.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-муррр!
Пугаю кур.
Ам-ам!
Кто там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-у!
Молока кому?
Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответ-ствующие игрушки.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, что делают»
Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, дере-вянный молоточек.
Краткое описание:
Педагог показывает детям приготовленные предме-ты и производит с ними различные действия: ударяет де-ревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слу-шают. Потом педагог убирает все за ширму и там повто-ряет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он де-лает.
Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его проде-монстрировать. Если же они легко справляются с задани-ем, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения дли-тельно произносить звук ф на одном выдохе или много-кратно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с нача-лом выдоха.
Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.
Краткое описание:
Дети сидят большим полукругом. В центре на ма-леньком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.
Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п.» - дует ре-бенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)
Методические указания. Следить, чтобы при про-изнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не наду-вали при этом щеки.
РАЗВИТИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА.
Рассказ «Кто как кричит?»
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким го-лосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, пти-цу, птенчика.
Краткое описание:
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «то-неньким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кош-ка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Вос-питатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети под-ражают их голосам.
Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а го-ворили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих дей-ствий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения пе-реключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети под-нимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным вы-полнением движений; чередовать громкое и тихое звуча-ние тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Рассказ «Песня-песенка»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.
Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем да-ны.
Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.
- Ты спой, Мурка!
- Мяу, мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула утка.
- И ты. Мишка!
- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой!
- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.
- А ты, кукла, что споешь?
- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!
Методические указания. Педагогу следует сопро-вождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; зву-коподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Птицеферма»
Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.
Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.
Краткое описание:
Взрослый показывает детям игрушки и воспроизво-дит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам. (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».
«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он по-здоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог по-следовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех де-тей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети про-износили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Угадай, кто идет»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно тем-пу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.
Подготовительная работа. Педагог готовит 2 кар-тинки с изображением шагающей цапли и скачущего во-робья.
Краткое описание:
Педагог показывает детям картинку с цаплей и гово-рит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог мед-ленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.
Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меня-ет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Методические указания. Менять темп звучания буб-на надо не более 4 - 5 раз.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Игра «Дует ветер»
Цель. Учить детей в зависимости от ситуации поль-зоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, ка-чающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, кача-ющий ветви деревьев.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цве-точки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у.» (громко и длительно произно-сит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки, уже не произно-ся звук, а дети подражают соответствующему ветру.
Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.
Игра «Кто внимательный?»
Цель. Учить детей правильно воспринимать словес-ную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.
Краткое описание:
Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Пер-вый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте вни-мательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - тре-тьего.
Методические указания. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. За-дания нужно давать короткие и простые.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целена-правленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.
Краткое описание:
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог го-ворит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Ми-ши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вме-сте.
Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине язы-ка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблю-дает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голо-ва.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
Игра «Кот и мыши»
Цель. Учить детей говорить стихотворный текст ти-хо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихо-творения.
Краткое описание:
Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим го-лосом говорят:
«Тише, мыши.
Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!»
Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бе-жит за детьми. Пойманные становятся котами.
Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
Упражнение «Гудок»
Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.
Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза.
Краткое описание:
Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ла-донями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.
Методические указания. Сначала упражнение по-казывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, ко-торые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принима-ет участие вся группа.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
Игра «Подбери по цвету»
Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.
Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани.
Краткое описание:
Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог гово-рит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подой-дите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.
Методические указания. Следить, чтобы дети го-ворили слова слитно, на одном выдохе.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.
Игра «Угадай, близко или далеко поезд»
Цель. Учить детей правильно определять силу голо-са. Развитие умения различать на слух силу звука.
Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожа-ющие машут вслед. На третьей изображена станция, вда-ли, за лесом, виден последний вагон поезда.
Краткое описание:
Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит - ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у громким голосом.) Когда по-езд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукопод-ражание тихим голосом.)
Далее педагог произносит звук у с разной силой го-лоса, а дети указывают соответствующую картинку.
Методические указания. Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущи-ми (подавать сигнал голосом разной силы).