Ирина Киселева
Игры для развития речи ребёнка 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Колючие слова
Игра обогащает словарный запас ребёнка, активизирует его речь; формирует наглядно- образное мышление, понятийное мышление.
Прочитайте строки стихотворения:
Мне говорили как-то,
И вот забыл я все ж:
Какое слово кактус,
Какое слово ёж?
Ах, да! Ну-ну! Конечно!
Колючие слова!
И гвоздь, пила, иголка —
Колючие слова!
Публикация «Игры для развития речи ребёнка 3–4 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Спросите у ребёнка: а какие колючие слова ты знаешь? (Комар, укол.) А какие круглые слова ты знаешь? (Шар, мяч, часы, луна.) Какие холодные слова ты знаешь? (Мороз, снег, лёд, Дед Мороз.) Покажите «колючие слова» (растопырив пальцы, круглые (сомкнуть большие и указательные пальцы обеих рук, получится круг, «холодные» слова (обнять себя руками). Можно придумать «теплые» слова (батарея, чай, солнце, «ласковые» слова, «летние» и многие другие.
Закрепляем: в магазине, в очереди можно играть в «продуктовые» слова, «обувные» слова, на улице — в «транспортные» слова, «осенние» слова и т. д.
Кто что делает?
Игра помогает пополнить словарный запас глаголами настоящего времени; формирует наглядно—образное мышление.
Необходимый инвентарь: карточки с изображением людей различных профессий.
Покажите карточку, например, врача, спросите: «Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д. Повар — варит, режет, солит и т. д. А что делает шофёр, а тот, кто делает рекламу? и др. Не забывайте про карточки-опоры.
Закрепляем: играем на кухне. У вас открыт кран? Что делает вода? (Бежит, льётся, капает и т. д.) Что делает холодильник? (Морозит, сохраняет, гудит и т. д.) В зоопарке — Что делает заяц? Медведь? В магазине — Что делает продавец?
Меняйтесь ролями, чаще играйте в эту игру, которая помогает пополнять словарь ребёнка.
Качественные слова
Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.
Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.
Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет.
Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая. Карандаш — острый, жёлтый, деревянный, длинный. Мишка — пушистый, мягкий, тёплый, смешной. Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий, красивый и т. д. Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, лёгкий, воздушный (шар). Ребёнок отгадывает.
Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина, едет, гудит, металлическая, и т. д. Кто больше назовёт слов, то и победил.
Грамотная страна
Игра учит правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах.
Необходимый инвентарь: книга «Мама и детки» или картинки с изображением животных и их детёнышей.
1 Вариант
Как играем: покажите ребёнку картинку: это кто? Слон (слониха). А как зовут его детёныша? Слонёнок. Собака — щенок. Воробей — воробышек. Олень — оленёнок. А как зовут детёнышей овцы, коровы? И т. д.
2 Вариант
Покажите ребёнку другие картинки: «Как их называют?» — Слонёнок. А много? — Слонята. Телёнок — телята, верблюжонок — верблюжата и т. д.
Закрепляем: поиграйте в игру «Кого не стало?». Положите на стол картинки с изображением, например, козлят и козлёнка. «Кто это?» — Козлята, козлёнок. Ребёнок закрывает глаза, а вы убираете одну картинку. «Кого не стало?» — Козлят и т. д.
Рифмоплёт
Игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство ритма.
Как играем: предложите поиграть в игру «Поэты». Например, взрослый говорит: «Саша», — а ребёнок: «Каша»; взрослый говорит: «Ушко», — а ребёнок: «Подушка».
Внимание: здесь важна рифма, а не смысл.
Поощряйте ребёнка. Меняйтесь ролями. Берите слово, на которое можно подобрать много рифм, например: лягушка — кадушка, квакушка, Ванюшка и т. д. Если рифмы иссякнут, берите другое слово.
Закрепляем: играем на кухне, вы говорите: «Ложка», — ребёнок подхватывает: «Кошка», — далее: «морошка», «плошка», «картошка»; или: молоко — утекло — стекло. На улице: лето — конфета, цветок — поясок, руль — патруль, сиденье — варенье и т. п.
«Скоро сказка сказывается.»
Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излагать события в них.
Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.
Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка:
«Тук-тук, кто в теремочке живет?».
Как называется эта сказка?
О чём в ней говорится?
Кто ещё пришёл в Теремок?
Что случилось в конце?
А можно разыграть сказку по ролям, будет ещё лучше.
Закрепляем: в шкатулке живёт много различных сказок, пусть ребёнок расскажет одну из них. Можно «достать» только середину — события перепутались, — пусть ребёнок вспомнит её начало и конец. Хвалите ребёнка за его рассказ.
Усложняем: можно придумать другое окончание сказки.